Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВЯТО́ГО МА́РКА СОБО́Р

Авторы: А. Л. Близнюков (история и архитектура собора)
Собор Святого Марка в Венеции. Фото Е. Е. Исаковой

СВЯТО́ГО МА́РКА СОБО́Р (Basilica di San Marco) в Ве­не­ции, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры. Со­ору­жён для соз­да­ния дос­той­но­го мес­та упо­кое­ния ре­ли­к­вий еван­ге­ли­ста св. Мар­ка. Ка­пел­ла Двор­ца до­жей, с 1807 ка­фед­раль­ный со­бор. Пер­вое зда­ние ос­вя­ще­но в 832, вто­рое – в 978, части его внеш­них стен и фун­да­мен­тов вклю­че­ны в ны­неш­нее со­ору­же­ние в ро­ман­ском сти­ле из кир­пи­ча с мра­мор­ной обли­цов­кой (на­ча­то ок. 1063, ос­вя­щено в 1094). Кре­сто­об­раз­ный в пла­не со­бор пе­ре­крыт 5 ку­по­ла­ми и вос­про­из­во­дит не­со­хра­нив­ший­ся храм Две­на­дца­ти Апо­сто­лов в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 13 в. в сти­ле го­ти­ки воз­ве­дён нар­текс, сме­нив­ший пор­тик бо­лее ран­не­го вре­ме­ни, из­ме­нён на­руж­ный об­лик ку­по­лов, ук­ра­ше­на верх­няя часть фа­са­да (ок. 1250). Мра­мор­ная об­ли­цов­ка по­ла – 12 в. Во внеш­нем об­ли­ке со­бо­ра пе­ре­пле­лись чер­ты ви­зант., ис­лам­ско­го и зап.-ев­роп. (ро­ман­ско­го и го­ти­че­ско­го) зод­че­ст­ва. От­дель­но стоя­щая кам­па­ни­ла (2-я пол. 12 в., пи­ра­ми­даль­ное за­вер­ше­ние 1511) об­ру­ши­лась в 1902, вос­соз­да­на в 1912.

Скульп­тур­ная де­ко­ра­ция вклю­ча­ет в се­бя как про­из­ве­де­ния 11–12 вв., соз­дан­ные для ны­неш­не­го со­бо­ра (рез­ные пли­ты эм­пор с цве­точ­ны­ми и зоо­морф­ны­ми мо­ти­ва­ми, вы­пол­нен­ные ви­зант. мас­те­ра­ми, и др.), так и ан­тич­ные и ран­не­сред­не­ве­ко­вые па­мят­ни­ки, ис­поль­зо­ван­ные для ук­ра­ше­ния со­бо­ра (квад­ри­га из зо­ло­чё­ной брон­зы, вы­ве­зен­ная в Ве­не­цию из Кон­стан­ти­но­по­ля в 1204 и ус­та­нов­лен­ная на фа­са­де со­бо­ра; её да­ти­ров­ка варь­и­ру­ет­ся от 4 в. до н. э. до 3 в. н. э., ны­не в Му­зее со­бо­ра; см. илл. к ст. Пати­на; груп­па «Тет­рар­хи», крас­ный пор­фир, 4 в.; мра­мор­ные пли­ты с зоо­морф­ны­ми мо­ти­ва­ми 6–10 вв.), а так­же скульп­тур­ные цик­лы 13–15 вв. [рель­е­фы центр. пор­та­ла с ал­ле­го­рия­ми ме­ся­цев, доб­ро­де­те­лей, бла­жен­ст­ва, ре­мё­сел, 14 в.; мра­мор­ный ико­но­стас П. и Я. дал­ле Ма­се­нье (Ма­зе­нье), 1394; эле­мен­ты за­вер­ше­ния фа­са­да и отд. ста­туи в позд­не­го­тич. сти­ле скульп­то­ров Пье­ро ди Ник­ко­ло и Ник­ко­ло ди Пье­ро Лам­бер­ти, нач. 15 в.].

Мо­за­ич­ная де­ко­ра­ция со­бо­ра пред­став­ля­ет со­бой са­мый об­шир­ный цикл по­доб­но­го ро­да, в его соз­да­нии вы­де­ля­ют 3 фа­зы. К ран­ней (пос­лед­няя треть 11 в.) от­но­сят­ся мо­заи­ки центр. пор­та­ла нар­тек­са и гл. ап­си­ды (об­раз Хри­ста-Пан­то­кра­то­ра за­ме­нён ко­пи­ей в 1506; свя­тые по­кро­ви­те­ли Ве­не­ции), соз­дан­ные мас­те­ра­ми из Кон­стан­ти­но­по­ля. Ко 2-й фа­зе от­но­сят­ся мо­заи­ки 12 в. в ку­по­лах и на сво­дах («Хри­стос-Эм­ма­ну­ил», «Воз­не­се­ние», «Со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов», св. Ио­анн Еван­ге­лист, свя­тые по­кро­ви­те­ли Ве­не­ции и др.), в ко­то­рых ви­зант. эле­мен­ты со­че­та­ют­ся с ме­ст­ны­ми, ве­не­ци­ан­ски­ми, и за­пад­но­ев­ро­пей­ски­ми. По­след­няя фа­за пред­став­ле­на по­ве­ст­во­ват. мо­заи­ка­ми в нар­тек­се (св. 125 эпи­зо­дов из книг Бы­тия и Ис­хо­да, 2-я и 3-я четв. 13 в.), на сте­нах ру­ка­вов тран­сеп­та, в ка­пел­ле Дзен (сце­ны из жиз­ни св. Мар­ка), сце­на «Пе­ре­не­се­ние мо­щей св. Мар­ка» в лю­не­те над сев. пор­та­лом фа­са­да (1250–75). Сре­ди мо­за­ик бо­лее позд­не­го вре­ме­ни – де­ко­ра­ции ка­пел­лы Св. Иси­до­ра и бап­ти­сте­рия (1340-е гг.), ка­пел­лы Мас­ко­ли (1430–51, по кар­то­нам М. Джам­бо­но, А. дель Кас­та­ньо), мо­заи­ки 16 в., в т. ч. по кар­то­нам Ти­циа­на, Тин­то­рет­то, П. Ве­ро­не­зе и др., де­кор лю­не­тов на фа­са­де (17–19 вв.). Мн. ср.-век. мо­заи­ки бы­ли из­ме­не­ны в хо­де рес­тав­ра­ций 18–19 вв. В ин­терь­е­ре – «Па­ла д’Оро» («Зо­ло­той ал­тарь», ук­ра­шен эма­ле­вы­ми пла­сти­на­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, за­ка­зан в Кон­стан­ти­но­по­ле в 976, не­од­но­крат­но по­нов­лял­ся до 1342–45; см. илл. к ст. Ал­тар­ный об­раз). В со­кро­вищ­ни­це со­бо­ра хра­нит­ся кол­лек­ция ви­зант. иск-ва, б. ч. ко­торой бы­ла вы­ве­зе­на в Ве­не­цию по­сле 4-го кре­сто­во­го по­хо­да, сре­ди них «Бо­го­ма­терь Ни­ко­пея» (12 в.), во­тив­ная ко­ро­на имп. Льва VI (ру­беж 9–10 вв.), 2 зо­ло­тых с эма­лью ико­ны св. Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла (11 в.), книж­ные ок­ла­ды (9–14 вв.), так­же па­мят­ни­ки ис­лам­ско­го иск-ва (в т. ч. пер­сид­ские ков­ры), зап.-ев­роп. шпа­ле­ры 15–16 вв. В со­ста­ве па­мят­ни­ков Ве­не­ции со­бор вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

С 16 в. ор­га­ни­ста­ми и ка­пель­мей­сте­ра­ми со­бо­ра бы­ли вы­даю­щие­ся му­зы­кан­ты А. Вил­ларт, К. Ме­ру­ло, А. и Дж. Габ­рие­ли, Дж. Цар­ли­но, К. Мон­те­вер­ди, Ф. Ка­вал­ли, Дж. Лег­рен­ци, А. Лот­ти, Б. Га­луп­пи и др. Уни­каль­ная аку­сти­ка со­бо­ра сти­му­ли­ро­ва­ла экс­пе­ри­мен­ты ком­по­зи­то­ров в об­лас­ти хо­ро­вой му­зы­ки (см. в ст. Ве­не­ци­ан­ская шко­ла). Ны­не 2 глав­ных ор­га­на рас­по­ла­га­ют­ся пе­ред ал­та­рём сле­ва и спра­ва фа­са­да­ми друг к дру­гу (по­строе­ны в 1776 мас­те­ром Г. Кал­ли­до, не­од­но­крат­но ре­кон­ст­руи­ро­ва­лись).

Лит.: Demus O. The church of San Marco in Venice: History, architecture, sculpture. Wash., 1960; idem. The mosaics of San Marco in Veni­ce. Chi., 1984. Vol. 1–4; Lorenzoni G. La Pala d’Oro di San Marco. Firenze, 1965; Gallo R. Il tesoro di San Marco e la sua storia. Venezia; Roma, 1967; Вил­ла Ур­ба­ни М. да. Со­бор Сан Мар­ко и Зо­ло­той ал­тарь. [Ве­не­ция], 2014.

Вернуться к началу