Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САНСОВИ́НО

Я. Сансовино. Палаццо Дольфин в Венеции. 1538–47.

САНСОВИ́НО (Sansovino; наст. фам. д’Антонио Тат­ти, d’Antonio Tatti) Яко­по (2.7.1486, Фло­рен­ция – 27.11.1570, Ве­не­ция), итал. скульп­тор и ар­хи­тек­тор. В 1502 учил­ся у А. Сан­со­ви­но, впо­след­ст­вии взял его фа­ми­лию. Ок. 1505 от­пра­вил­ся в Рим с Дж. да Сан­гал­ло, где изу­чал ан­тич­ную скульп­ту­ру (соз­дал ко­пию ста­туи «Лао­ко­он», 1510, не сохр.). В 1510–18 ра­бо­тал во Фло­рен­ции, имел со­вме­ст­ную мас­тер­скую с Ан­д­реа дель Сар­то, соз­дал ста­туи «Вакх» (1512, Нац. му­зей Бард­жел­ло, Фло­рен­ция), от­ра­жаю­щую пол­но­ту ос­вое­ния тра­ди­ции ан­тич­ной пла­сти­ки, и «Св. Иа­ков Стар­ший» (1511–18, со­бор Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре, Фло­рен­ция), от­ме­чен­ную влия­ни­ем Ми­ке­ланд­же­ло, как и «Ма­дон­на дель Пар­то» (1521, ц. Сант-Аго­сти­но). Вы­иг­рал кон­курс на про­ект ц. Сан-Джо­ван­ни-деи-Фьо­рен­ти­ни в Ри­ме (1509), пред­ло­жив цен­трич. ре­ше­ние в ду­хе Д. Бра­ман­те. В Па­лац­цо Гад­ди в Ри­ме (ок. 1518) в пол­ной ме­ре про­явил­ся клас­сич. стиль С., вос­хо­дя­щий к Бра­ман­те. По­сле раз­граб­ле­ния Ри­ма в 1527 по­се­лил­ся в Ве­не­ции, где в 1529 был на­зна­чен гл. ар­хи­тек­то­ром Свя­то­го Мар­ка со­бо­ра. Воз­вёл зда­ния Библиоте­ки (1534–1546), Дзек­ки (Мо­нет­ный двор, 1536–40) и Ло­д­жет­ту на пл. Св. Мар­ка (1537–40), раз­ра­бо­тал про­ект Но­вых Про­ку­ра­ций. В ре­зуль­та­те пре­об­ра­зо­ваний воз­ник­ла Пья­цет­та, свя­зав­шая пл. Св. Мар­ка с ла­гу­ной. С. прив­нёс в ве­не­ци­ан­скую ар­хи­тек­ту­ру мо­ну­мен­таль­ный язык рим. Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния, ин­тег­ри­ро­вав в не­го тра­ди­ции ме­ст­но­го зод­че­ст­ва. Сре­ди др. по­стро­ек в Ве­не­ции – двор­цы (па­лац­цо) Доль­фин (1538–1547), Кор­нер-дел­ла-Ка-Гран­да (1537–1561), мо­на­сты­ри Сан-Фран­че­ско-дел­ла-Ви­нья и Сан­то-Спи­ри­то, церк­ви Сан-Джу­лиа­но, Сан-Мар­ти­но, Сан-Джи­ми­нь­я­но. В позд­них скульп­тур­ных ра­бо­тах [ста­туи ан­тич­ных бо­гов для Лод­жет­ты, брон­зо­вые рель­е­фы для хо­ра (ок. 1537 – ок. 1542) и две­ри сак­ри­стии (1546–72) со­бо­ра Св. Мар­ка, мра­мор­ный рель­еф для ба­зи­ли­ки Сант-Ан­то­нио в Па­дуе (1536–63), и др.] ощу­ти­мо влия­ние фло­рен­тий­ских мас­те­ров 15 в. (Ги­бер­ти, До­на­тел­ло); в них фор­ми­рует­ся бо­лее жи­во­пис­ный стиль. В мас­тер­ской С. по его мо­де­лям вы­пол­не­ны гроб­ни­ца до­жа Ф. Вень­е­ра (1577–1578) в ц. Сан-Саль­ва­то­ре, мра­мор­ные ста­туи Мар­са и Неп­ту­на для Ле­ст­ни­цы Ги­ган­тов во Двор­це до­жей.

Лит.: Tafuri M. J. Sansovino e l’architettura del’500 a Venezia. Padova, 1972; Boucher B. The sculpture of J. Sansovino. New Haven; L., 1991. Vol. 1–2; Morresi M. J. Sansovino. Mil., 2000.

Вернуться к началу