Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУ́ССКО-ВИЗАНТИ́ЙСКИЙ СТИЛЬ

Авторы: И. Е. Печёнкин
Русско-византийский стиль. Церковь Святого Александра Невского в Потсдаме. 1826–29. Архитектор К. Ф. Шинкель по планам В. П. Стасова. Фото П. С. Павлинова

РУ́ССКО-ВИЗАНТИ́ЙСКИЙ СТИЛЬ, один из ис­то­ри­че­ских сти­лей в ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве 1-й пол. 19 в.; ос­но­ван на ин­тер­пре­та­ции форм ви­зант. и др.-рус. зод­че­ст­ва. Ос­но­во­по­лож­ни­ком Р.-в. с. при­ня­то счи­тать арх. К. А. То­на. Ран­ние по­пыт­ки идео­ло­ги­че­ски мо­ти­ви­ро­ван­но­го вне­дре­ния в оби­ход цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ры форм др.-рус. зод­че­ст­ва вид­ны в не­осу­ществлённом про­ек­те храма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве А. Н. Во­ро­ни­хи­на (1813). Эти тен­ден­ции по­лу­чи­ли раз­ви­тие в твор­че­ст­ве В. П. Ста­со­ва (ц. Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го в Пот­сда­ме, 1826–1829; Де­ся­тин­ная ц. в Кие­ве, 1828–42, не сохр.), где про­яви­лось ха­рак­тер­ное для Р.-в. с. со­че­та­ние клас­си­ци­стич. мо­ну­мен­таль­но­сти объ­ёмов с де­та­ля­ми, «со­чи­нён­ны­ми по мо­ти­вам» со­бо­ров Мо­с­ков­ско­го Крем­ля и па­мят­ни­ков вла­ди­ми­ро-суз­даль­ской шко­лы. Офор­мив­ший­ся в нач. 1830-х гг. как це­ло­ст­ное на­прав­ле­ние, Р.-в. с. был не­раз­рыв­но свя­зан с по­ня­ти­ем на­род­но­сти, вы­ра­жая идеи куль­тур­ной са­мо­дос­та­точ­но­сти Рос­сии, а так­же её по­ли­тич. и кон­фес­сио­наль­ной пре­ем­ст­вен­но­сти по от­но­ше­нию к Ви­зан­тии. Из-за это­го дея­те­ли отеч. куль­ту­ры (А. И. Гер­цен и др.) дол­гое вре­мя оце­ни­ва­ли Р.-в. с. рез­ко кри­ти­че­ски, вплоть до не­при­зна­ния его ху­дож.-ис­то­рич. цен­но­сти. Од­на­ко имен­но в хо­де раз­ви­тия Р.-в. с. на­чал­ся сбор ма­те­риа­лов о др.-рус. иск-ве и фор­ми­ро­ва­ние отеч. ар­хит.-рес­тав­рац. шко­лы (Ф. Г. Солн­цев, Ф. Ф. Рих­тер, К. А. Тон, Н. А. Арт­ле­бен). Тон вы­ра­бо­тал в рам­ках Р.-в. с. но­вый фор­маль­ный язык рус. цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ры, са­мый яр­кий при­мер ко­то­ро­го – осу­ще­ст­в­лён­ный про­ект Хри­ста Спа­си­те­ля храма в Мо­ск­ве; вы­дви­ну­тая То­ном ком­по­зиц. фор­му­ла вклю­ча­ла в се­бя ком­пакт­ный сим­мет­рич. план, «лек­си­кон» фа­сад­ных де­ко­ра­тив­ных форм (ки­ле­вид­ные ко­кош­ни­ки, ар­ка­ту­ра и т. п.) и 5-гла­вое за­вер­ше­ние с ма­ков­ка­ми или шат­ра­ми. Рас­про­стра­не­нию Р.-в. с. спо­соб­ст­во­ва­ло из­да­ние То­ном не­сколь­ких аль­бо­мов об­раз­цо­вых про­ек­тов церк­вей, одоб­рен­ных Ни­ко­ла­ем I для осу­ще­ст­в­ле­ния в про­вин­ции (со­бор Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы в Рос­то­ве-на-До­ну, 1854–60, и др.). В сфе­ре гражд. ар­хи­тек­ту­ры круп­ней­шей по­строй­кой Р.-в. с. стал Боль­шой Крем­лёв­ский дво­рец в Мо­с­ков­ском Крем­ле (1839–49, арх. Тон), а клю­че­вым за­мыс­лом – не­осу­ще­ст­в­лён­ный про­ект Ко­ло­мен­ско­го двор­ца (1836, арх. А. И. Шта­кенш­ней­дер).

Лит.: Ки­ри­чен­ко Е. И. Рус­ский стиль. М., 1997; Ли­сов­ский В. Г. «На­цио­наль­ный стиль» в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии. М., 2000.

Вернуться к началу