Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́ССИ

Авторы: А. Г. Вяземцева
А. Росси. Кладбище Сан-Катальдо в Модене. 1978–84. Фото А. М. Белова

РО́ССИ (Rossi) Аль­до (3.5.1931, Ми­лан – 4.9.1997, там же), итал. ар­хи­тек­тор, ис­то­рик и тео­ре­тик ар­хи­тек­ту­ры, д. чл. ака­де­мии Св. Лу­ки в Ри­ме (1979). Учил­ся в По­ли­тех­нич. ин-те в Ми­ла­не (1949–1959). Проф. дея­тель­ность на­чал в бю­ро пред­ста­ви­те­ля ра­цио­на­лиз­ма арх. И. Гар­дел­ла. Ис­сле­дуя те­му ин­тер­пре­та­ции клас­сич. тра­ди­ции, пи­сал об А. Ло­зе, П. Бе­рен­се, по­сле по­се­ще­ния СССР и ГДР – об ар­хи­тек­ту­ре этих стран 1940–50-х гг. В сво­ём гл. тео­ре­тич. тру­де «Ар­хи­тек­ту­ра го­ро­да» («Archite­ttu­ra della cittа̀», 1966) Р., от­вер­гая жё­ст­кую функ­цио­наль­ность мо­дер­низ­ма, трак­ту­ет го­род как еди­ное слож­но­со­став­ное про­стран­ст­во, «ме­сто кол­лек­тив­ной па­мя­ти» с осо­бой ие­рар­хи­ей, ко­то­рую оп­ре­де­ля­ют «гор. ар­те­фак­ты», и под­чёр­ки­ва­ет важ­ность гра­до­стро­ит. кон­тек­ста. Его кон­цеп­ция «ра­цио­наль­ной ар­хи­тек­ту­ры» в рус­ле по­стмо­дер­низ­ма под­ра­зу­ме­ва­ет со­че­та­ние уп­ро­щён­ных клас­сич. эле­мен­тов (ко­лон­на-ци­линдр, тре­уголь­ник-фрон­тон, куб-по­ста­мент). Осн. ра­бо­ты: квар­тал Га­ла­ра­те­зе в Ми­ла­не (1969–1973), клад­би­ще Сан-Ка­таль­до в Мо­дене (1978–84), ре­кон­ст­рук­ция те­ат­ра «Кар­ло Фе­ли­че» в Ге­нуе (1983–91), «Те­атр Ми­ра» в Ве­не­ции (1979–80, не сохр.), но­вый центр Пе­руд­жи (1982–90), гос­ти­ни­ца «Il palazzo» в Фу­куо­ке (1987–89), квар­тал на ул. Шют­цен­шт­ра­се в Бер­ли­не (1998). Ра­бо­тал так­же как ди­зай­нер. Был ку­ра­то­ром ар­хит. сек­ции 15-й Ми­лан­ской три­ен­на­ле (1973), 3-й Ве­не­ци­ан­ской ар­хит. би­ен­на­ле (1985). Пре­по­да­вал в ми­лан­ском По­ли­тех­нич. ин-те (1965–71), Фе­де­раль­ном тех­нич. уч-ще в Цю­ри­хе (1972–74) и др.

Соч.: A scientific autobiography. Camb. (Mass.), 1981; Scritti scelti sull’architettura e la cittа̀, 1956–1972. Macerata, 2012.

Лит.: Savi V. L’architettura di A. Rossi. Mil., 1976; A. Rossi, buildings and projects. N. Y., 1985; A. Rossi: Tutte le opere. [Mil.], 1999.

Вернуться к началу