Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РО́ББИА

РО́ББИА, делла Роббиа (della Robbia), се­мья итал. скульп­то­ров. Их мас­тер­ская во Фло­рен­ции спе­циа­ли­зи­ро­ва­лась на соз­да­нии май­о­ли­ко­вой скульп­ту­ры.

Лука делла Роббиа. «Мадонна с Младенцем» («Мадонна с яблоком»). Ок. 1441–1445. Национальный музей Барджелло (Флоренция).

Лу­ка (июль 1399 или июль 1400, Фло­рен­ция – 20.2.1482, там же), обу­чал­ся в мас­тер­ской юве­ли­ра, воз­мож­но, так­же у Нан­ни ди Бан­ко, ис­пы­тал влия­ние Л. Ги­бер­ти и До­на­тел­ло. Ра­бо­тал в мра­мо­ре (рель­е­фы кан­то­рии для со­бо­ра Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре, 1432–37, Му­зей со­бо­ра; рель­е­фы «Изо­бре­те­ние сво­бод­ных ис­кусств» для кам­па­ни­лы со­бо­ра, 1437–39; над­гро­бие Б. Фе­де­ри­ги, 1454–1456, ц. Сан­та-Три­ни­та, все – во Фло­рен­ции), тер­ра­ко­те, брон­зе (рель­е­фы для сев. две­рей Ста­рой сак­ри­стии фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра, 1445–75). В 1440-х гг. при­ме­нил тех­ни­ку май­о­ли­ки (де­кор та­бер­нак­ля Сант-Эд­жи­дио, 1441, Сан­та-Ма­рия-а-Пе­ре­то­ла, Фло­рен­ция) к рель­е­фу и круг­лой пла­сти­ке, на­чал соз­да­вать май­о­ли­ко­вые ком­по­зи­ции, обо­га­тив­шие новой ренессансной по­ли­хро­ми­ей ин­терь­е­ры и фа­са­ды фло­рен­тий­ских зда­ний (релье­фы «Вос­кре­се­ние», 1442–44, и «Воз­не­се­ние», 1446–51, для со­бо­ра Санта-Мария-дель-Фьоре; купол портика ка­пел­лы Пац­ци, 1445 – ок. 1470; де­кор по­тол­ка ка­пел­лы кар­ди­на­ла Пор­ту­галь­ско­го в ц. Сан-Минь­я­то-аль-Мон­те, 1461; гер­бы). В ста­ту­ар­ной пла­сти­ке не­из­ме­няе­мостью цве­то­во­го то­на под­чёр­ки­ва­лась от­то­чен­ность пла­сти­ки (скульп­тур­ная груп­па «По­се­ще­ние Ма­ри­ей Ели­за­ве­ты», 1448, Сан-Джо­ванни-Фу­ор­чи­ви­тас, Пис­тоя). Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ны рель­е­фы с по­лу­фи­гур­ны­ми изо­бра­же­ния­ми «Ма­дон­ны с Мла­ден­цем», в ко­то­рых цве­то­вые ак­цен­ты уси­ли­ва­ют не­по­сред­ст­вен­ность и ли­ризм об­ра­зов.

Ан­д­реа ди Мар­ко (20.10.1435, Фло­рен­ция – 4.8.1525, там же), пле­мян­ник, при­ём­ный сын и уче­ник Лу­ки, рас­ши­рил сфе­ру при­ме­не­ния май­о­ли­ки, уве­ли­чил чис­ло ис­поль­зуе­мых цве­тов. Соз­да­вал ал­тар­ные об­ра­зы для церк­вей и мо­на­сты­рей Тос­ка­ны и Ум­б­рии (мон. Ла-Вер­на и др.), от­ли­чаю­щие­ся экс­прес­си­ей и на­ту­ра­лиз­мом, в ко­то­рых май­о­ли­ка ис­поль­зо­ва­лась в бо­лее слож­ных и де­ко­ра­тив­ных ком­по­зи­ци­ях, под­ра­жаю­щих жи­во­пи­си. Ав­тор ме­даль­о­нов на фа­са­де Ос­пе­да­ле-де­льи-Ин­но­чен­ти во Фло­рен­ции (ок. 1487), порт­рет­ных бюс­тов («Бюст маль­чи­ка», ок. 1475, Нац. му­зей Бард­жел­ло, Фло­рен­ция). В тех­ни­ке май­о­ли­ки ра­бо­та­ли так­же сы­но­вья Ан­д­реа – Джо­ван­ни (1469–1529 или 1530), Лу­ка ди Ан­д­реа (1475–1548) и Джи­ро­ла­мо (1488–1566, ра­бо­тал во Фран­ции при дво­ре ко­ро­ля Фран­ци­ска I).

Лит.: Marquand A. A. della Robbia and his atelier. N. Y., 1972; Pope-Hennessy J. L. della Robbia. Oxf., 1980; Gentilini G. I della Rob­bia: La scultura invetriata nel rinascimento. Firenze, 1992; idem. Della Robbia. Florence, 1999; Petrucci F. L. della Robbia. Roma, 2005.

Вернуться к началу