Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕСТАВРА́ЦИЯ

РЕСТАВРА́ЦИЯ, ук­ре­п­ле­ние и вос­ста­нов­ле­ние па­мят­ни­ков ис­то­рии, куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва, по­вре­ж­дён­ных, ис­ка­жён­ных вре­ме­нем, вред­ны­ми ус­ло­вия­ми бы­то­ва­ния, вой­на­ми, зем­ле­тря­се­ния­ми, по­жа­ра­ми и т. д. Рес­тав­ри­ру­ют­ся ар­хит. со­ору­же­ния и ком­плек­сы, ино­гда це­лые го­ро­да, про­из­ве­де­ния изо­бра­зит. и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва, ар­хео­ло­гич. на­ход­ки и др. В от­ли­чие от ре­кон­ст­рук­ции (лат. reconstructio – по­строе­ние за­но­во), под­ра­зу­ме­ваю­щей ко­рен­ную пе­ре­строй­ку па­мят­ни­ка или да­же вос­соз­да­ние ис­чез­нув­ше­го со­ору­же­ния, Р. пред­по­ла­га­ет со­хра­не­ние под­лин­но­го про­из­ве­де­ния.

Реставрация. Дворец графа М. И. Воронцова на Петергофской дороге (ныне в черте С.-Петербурга). 1755–60. Архитектор А. Ринальди. Реставрирован в 1957–60 под руководством архитектора М. М. П...

Опы­ты Р. из­вест­ны с ан­тич­но­сти, но сис­те­ма­тич. ха­рак­тер и на­уч. обос­но­ва­ние она по­лу­чи­ла толь­ко с сер. 18 в. (дея­тель­ность гр. д’Анживилле во Фран­ции). Су­ще­ст­вен­ный вклад в раз­ви­тие на­уч. ме­то­ди­ки Р. внёс Э. Э. Ви­ол­ле-ле-Дюк, обос­но­вав­ший обя­за­тель­ность глу­бо­ко­го изу­че­ния сти­ли­сти­ки и стро­ит. тех­ни­ки эпо­хи соз­да­ния па­мят­ни­ка. Од­на­ко не­ко­то­рые его прин­ци­пы Р. (до­пус­ти­мость за­ме­ны и пе­ре­дел­ки лю­бых час­тей зда­ния для дос­ти­же­ния «един­ст­ва сти­ля» и т. п.) спо­соб­ст­во­ва­ли ши­роко­му рас­про­стра­не­нию в се­ре­ди­не – 2-й пол. 19 в. т. н. сти­ли­стич. Р., час­то при­во­див­шей к ис­ка­же­нию или ут­ра­там под­лин­ных час­тей па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры. Совр. тео­рия Р. сло­жи­лась в кон. 19 – нач. 20 вв. Раз­ли­ча­ют­ся 3 осн. ме­то­да Р.: кон­сер­ва­ция (со­хра­не­ние па­мят­ни­ка в до­шед­шем до нас ви­де); час­тич­ная Р., вы­яв­ляю­щая скры­тые под на­слое­ния­ми под­лин­ные фраг­мен­ты па­мят­ни­ка; пол­ная Р. – вос­ста­нов­ле­ние це­ло­ст­но­го пер­во­на­чаль­но­го об­ли­ка па­мят­ни­ка. По­след­няя при­ме­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, к срав­ни­тель­но не­дав­но раз­ру­шен­ным па­мят­ни­кам, имею­щим вы­даю­щее­ся ху­дож. или ис­то­рич. зна­че­ние. Ра­бо­там по Р. пред­ше­ст­ву­ет все­сто­рон­нее ис­сле­до­ва­ние па­мят­ни­ка – на­тур­ное (изу­че­ние при­чин по­вре­ж­де­ний, со­стоя­ния ма­те­риа­лов и кон­ст­рук­ций, со­хранив­ших­ся пер­во­на­чаль­ных де­та­лей и эле­мен­тов и т. д.) и ис­то­ри­чес­кое (ана­лиз письм. ис­точ­ни­ков и изо­бра­зит. ма­те­риа­лов, сти­ля па­мят­ни­ка и т. п.). Со­хра­ня­ют­ся цен­ные в ис­то­рич. и ху­дож. от­но­ше­нии на­слое­ния, вос­ста­нов­ле­ние раз­ру­шен­ных эле­мен­тов про­из­во­дит­ся толь­ко на ос­но­ве бес­спор­ных дан­ных об их преж­нем об­ли­ке. В хо­де Р. ук­ре­п­ля­ет­ся струк­ту­ра па­мят­ни­ка с при­ме­не­ни­ем ма­те­риа­лов, по­доб­ных пер­во­на­чаль­ным (кир­пич-плин­фа и т. д.), ино­гда и совр. средств. Ес­ли вос­пол­ня­ют­ся ут­ра­ты, за­ме­нён­ные мес­та долж­ны быть ви­зу­аль­но от­ли­чи­мы, а при не­об­хо­ди­мо­сти лег­ко уда­ляе­мы.

Р. про­из­ве­де­ний изо­бра­зит. и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва так­же ба­зи­ру­ет­ся на тща­тель­ном пред­ва­рит. ис­сле­до­ва­нии ма­те­риа­лов, тех­но­ло­гии соз­да­ния, при­чин и ви­дов раз­ру­ше­ния объ­ек­тов Р. (с по­мо­щью рент­ге­но­гра­фии, фо­то­гра­фи­ро­ва­ния в УФ- и ИК-лу­чах, спек­траль­но­го и мик­ро­кри­стал­лич. ана­ли­за, и т. д.), изу­че­нии ис­то­рич. дан­ных. Вос­ста­нав­ли­ва­ют или уда­ля­ют хи­ми­че­ски из­ме­нив­шие­ся эле­мен­ты (по­тем­нев­шие ла­ки и оли­фа про­из­ве­де­ний жи­во­пи­си, рых­лая па­ти­на из­де­лий из мед­ных спла­вов и др.); позд­ние жи­вопис­ные слои со­хра­ня­ют, ес­ли они име­ют собств. ху­дож. цен­ность, – их по воз­мож­но­сти от­слаи­ва­ют и пе­ре­но­сят на но­вый грунт и ос­но­ву. В про­цес­се Р. ис­поль­зу­ют ма­те­риа­лы, по­доб­ные пер­во­на­чаль­ным (напр., из­вест­ко­вая во­да для фре­сок, жи­вот­ный клей при Р. жи­во­пи­си).

Во мно­гих стра­нах сло­жи­лись дав­ние тра­ди­ции и шко­лы Р. В Рос­сии ис­то­рия рес­тав­рац. ра­бот ве­дёт на­ча­ло с 19 в. (А. В. Пра­хов и др.). В мае 1918 по ини­циа­ти­ве И. Э. Гра­ба­ря бы­ла соз­да­на Все­рос. рес­тав­рац. ко­мис­сия, пре­об­ра­зо­ван­ная за­тем в Центр. гос. рес­тав­рац. мас­тер­ские (ны­не Все­рос­сий­ский ху­до­же­ст­вен­ный на­уч­но-рес­тав­ра­ци­он­ный центр им. И. Э. Гра­ба­ря). Рес­тав­рац. дея­тель­ность во всех стра­нах ре­гу­ли­ру­ет­ся Ме­ж­ду­нар. хар­ти­ей по кон­сер­ва­ции и рес­тав­ра­ции па­мят­ни­ков и до­сто­при­ме­чат. мест (1964).

Лит.: Giovannoni G. Il restauro dei monumenti. Roma, 1946; Фи­ла­тов ВВ. Рус­ская стан­ко­вая тем­пер­ная жи­во­пись: Тех­ни­ка и рес­тав­ра­ция. М., 1961; Marijnissen R. H. Degradation, conservation et restauration de l’œvre d’art. Brux., 1967. Vol. 1–2; Ми­хай­лов­ский ЕВ. Рес­тав­ра­ция па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры. М., 1971; Sanpaolesi P. Discorso sulla meto­do­logia generale del restauro dei monumenti. Firenze, 1973; Опо­лов­ни­ков АВ. Рес­тав­ра­ция па­мят­ни­ков на­род­но­го зод­че­ст­ва. М., 1974; Plenderleith H. J. The conservation of an­tiquites and work of art. 2nd ed. L.; N. Y., 1976; Рес­тав­ра­ция про­из­ве­де­ний стан­ко­вой мас­ля­ной жи­во­пи­си. М., 1977; Кон­сер­ва­ция и рес­тав­ра­ция па­мят­ни­ков и ис­то­ри­че­ских зда­ний. М., 1978; Вос­ста­нов­ле­ние па­мят­ни­ков куль­ту­ры: Сб. ст. / Под ред. Д. С. Ли­ха­че­ва. М., 1981; Кед­рин­ский АА. Ос­но­вы рес­тав­ра­ции па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры. М., 1999; Па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии: Очер­ки ис­то­рии ар­хи­тек­тур­ной рес­тав­ра­ции. М., 2002; Боб­ров ЮГ. Тео­рия рес­тав­ра­ции па­мят­ни­ков ис­кус­ст­ва: за­ко­но­мер­но­сти и про­ти­во­ре­чия. М., 2004; Manieri Elia G. Metodo e tecniche del restauro architettonico. Roma, 2010.

Вернуться к началу