Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕЗЦО́ВАЯ ГРАВЮ́РА

РЕЗЦО́ВАЯ ГРАВЮ́РА (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving), ста­рей­шая раз­но­вид­ность гра­вю­ры на ме­тал­ле (пре­им. на ме­ди). Ри­су­нок на­но­сит­ся на по­верх­ность дос­ки ост­ры­ми рез­ца­ми-шти­хе­ля­ми, за­тем по тща­тель­но очи­щен­ной по­верх­но­сти дос­ки про­ка­ты­ва­ют крас­ку так, что­бы она за­пол­ни­ла бо­розд­ки (уг­луб­ле­ния) ри­сун­ка, и с по­мо­щью прес­са де­ла­ют от­тиск. Пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми Р. г. яв­ля­ют­ся мн. тех­ни­ки юве­лир­но­го иск-ва, ук­ра­шав­шие резь­бой твёр­дые ма­те­риа­лы, в осо­бен­но­сти чернь. Для Р. г. ха­рак­тер­на стро­гая рит­ми­ка ли­ний, об­ра­зую­щих па­рал­лель­ные ря­ды или ко­сую сет­ку; чёт­кие штри­хи точ­но очер­чи­ва­ют и мо­де­ли­ру­ют объ­ём­ную фор­му, а их час­то­та и на­сы­щен­ность пе­ре­да­ют све­то­те­не­вые гра­да­ции.

«Марк Курций». Резцовая гравюра Х. Гольциуса из серии «Римские герои». 1586.

Ис­то­ри­че­ский очерк. Воз­ник­но­ве­ние Р. г. от­но­сят ко 2-й четв. 15 в. Пер­вые цен­тры Р. г. рас­по­ла­га­лись в нем. зем­лях вдоль р. Рейн (мас­те­ра мо­но­грам­мы «E. S.», Мас­тер иг­раль­ных карт, Мас­тер 1446, М. Шон­гау­эр, И. ван Ме­ке­нем) и в Ита­лии (М. Фи­ни­гу­эр­ра, А. дель Пол­лай­о­ло, А. Ман­те­нья и др.). Р. г. с са­мо­го на­ча­ла ис­поль­зо­ва­лась и как сред­ст­во ре­про­ду­ци­ро­ва­ния изо­бра­же­ний (в ней соз­да­ва­лись иг­раль­ные кар­ты, ре­лиг. об­ра­зы и т. п.), и как са­мо­сто­ят. ху­дож. тех­ни­ка: в этом ка­че­ст­ве её зна­чи­тель­но раз­ви­ли А. Дю­рер, Х. Голь­ци­ус, М. Рай­мон­ди, Лу­ка Лей­ден­ский. В те­че­ние 16 в. рас­про­стра­не­ние Р. г. ста­ло важ­ной от­рас­лью ев­роп. ху­дож. про­из-ва (в этой тех­ни­ке соз­да­ва­лись ил­лю­ст­ра­ции, ре­про­дук­ции, гео­гра­фи­че­ские кар­ты, ве­ду­ты и др.). Круп­ные цен­тры Р. г. об­ра­зо­ва­лись в Ри­ме, Ан­твер­пе­не (мас­тер­ские И. Ко­ка, ди­на­стии Ви­рик­сов), пред­ста­ви­те­ли ди­на­стии де Пас­се ра­бо­та­ли в Ут­рех­те, Кёль­не, Лон­до­не, Па­ри­же. В 17 в. са­мо­сто­ят. жан­ром ста­но­вит­ся гра­ви­ро­ван­ный порт­рет (О. Ле­о­ни, Ф. Вил­ла­ме­на в Ри­ме, Т. де Лё, Л. Го­тье, Ж. Эде­линк во Флан­д­рии, К. Мел­лан, Ж. Мо­рен, Р. Нан­тёй во Фран­ции, У. Фей­торн в Анг­лии). К сер. 18 в. Р. г. в зна­чит. ме­ре вы­тес­ня­ет­ся офор­том и др. раз­но­вид­но­стя­ми гра­вю­ры, за ис­клю­че­ни­ем Фран­ции, где она про­дол­жа­ет раз­ви­вать­ся (Ш. Дю­пюи, Н. Г. Дю­пюи). В 19 в. Р. г. (в ка­че­ст­ве ре­про­дук­ци­он­ной тех­ни­ки) сме­ни­ли ли­то­гра­фия и фо­то­гра­фия. По­пыт­ки воз­ро­ж­де­ния Р. г. пред­при­ни­ма­лись в кон. 18 – нач. 19 вв. У. Блей­ком и Дж. Бар­ри; в 20 в. к ней об­ра­ща­лись мас­те­ра аван­гар­диз­ма (напр., П. Пи­кас­со).

В Рос­сии (по­сле крат­ко­вре­мен­ных опы­тов в книж­ной ор­на­мен­ти­ке в 16 в.) тех­ни­ка Р. г. рас­про­стра­ни­лась с по­мо­щью укр. мас­те­ров (И. Щир­ский и др.) в кон. 17 в. и ис­поль­зо­ва­лась в оформ­ле­нии пе­чат­ных из­да­ний (ра­бо­ты А. Трух­мен­ско­го и Л. Бу­ни­на). В 18 в. Р. г. видо­вые, ба­таль­ные и иных жан­ров вы­пол­ня­ли бр. А. Ф. Зу­бов и И. Ф. Зу­бов; к этой тех­ни­ке в со­че­та­нии с офор­том об­ра­ща­лись порт­ре­ти­сты Е. П. Че­ме­сов и Г. И. Ско­ро­ду­мов. В 19 в. в пе­терб. АХ тра­ди­ции Р. г. со­хра­ня­лись в твор­че­ст­ве Н. И. Ут­ки­на, А. Г. Ух­том­ско­го, Ф. И. Иор­да­на. В нач. 19 в. осо­бым видом бы­ла «очер­ко­вая», кон­тур­но-ли­ней­ная Р. г., об­раз­цы ко­то­рой ши­ро­ко рас­про­стра­ня­лись в ка­че­ст­ве ил­лю­ст­ра­ций (пре­им. к про­из­ве­де­ни­ям ан­тич­ных ав­то­ров) и вы­пол­ня­лись по ри­сун­кам ху­дож­ни­ков клас­си­циз­ма; в Рос­сии со­вер­шен­ст­ва в этом ви­де Р. г. дос­тиг Ф. П. Тол­стой (илл. к по­эме «Ду­шень­ка» И. Ф. Бо­гда­но­ви­ча, 1820–33).

Лит.: Кри­стел­лер П. Ис­то­рия ев­ро­пей­ской гра­вю­ры XV–XVIII в. М.; Л., 1939; Hind A. M. A history of engraving and etching from the 15th century to the year 1914. N. Y., 1963; Meek J. B. The art of engraving: a book of instructions. Montezuma, 1973.

Вернуться к началу