Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕДО́Н

Авторы: В. В. Стародубова
О. Редон. «Циклоп». 1898. Музей Крёллер-Мюллер (близ Оттерло).

РЕДО́Н (Redon) Оди­лон (Бер­тран Жан) (20.4.1840, Бор­до – 6.7.1916, Па­риж), франц. гра­фик и жи­во­пи­сец. Учил­ся в Бор­до у С. Го­ре­на (с 1855), в Шко­ле изящ­ных ис­кусств в Па­ри­же у Ж. Л. Же­ро­ма (1864), за­тем ри­сун­ку и иск-ву гра­вю­ры у Р. Бре­де­на в Бор­до. Об­ще­ние с бо­та­ни­ком А. Кла­во, ра­бо­та с мик­ро­ско­пом сыг­ра­ли зна­чит. роль в фор­ми­ро­ва­нии Р. как ху­дож­ни­ка. В ран­ний пе­ри­од ри­со­вал в осн. уг­лем, соз­да­вая боль­шие лис­ты («Noirs»), и в тех­ни­ке ли­то­гра­фии. Один из гл. пред­ста­ви­те­лей франц. сим­во­лиз­ма, Р. соз­да­вал мир мис­тич. фан­та­зий, до­би­вал­ся эф­фек­та сме­ше­ния ноч­но­го кош­ма­ра с явью (се­рии ли­то­гра­фий «В ми­ре меч­ты», 1879, «В честь Гойи», 1885, «Ис­ку­ше­ние св. Ан­то­ния», 1888, 1889 и 1896, «Апо­ка­лип­сис св. Ио­ан­на», 1889, и др.). Важ­ное ме­сто в твор­че­ст­ве Р. при­над­ле­жит лит. ре­ми­нис­цен­ци­ям (ра­бо­ты по мо­ти­вам «Цве­тов зла» Ш. Бод­ле­ра, по­эзии С. Мал­лар­ме); один из «сквоз­ных» об­ра­зов – че­ло­ве­че­ский глаз как оли­це­тво­ре­ние «зря­чей ду­ши», все­про­ни­каю­ще­го ду­хов­но­го зре­ния. Вы­ска­зы­ва­ние Р. – «воз­мож­но, пер­вая по­пыт­ка зре­ния осу­ще­ст­ви­лась в цвет­ке» – во­пло­ти­лось во мно­гих на­тюр­мор­тах («Глаз с го­лов­кой ма­ка», 1892, со­б­ра­ние К. Ро­же-Мар­кса, Па­риж, и др.). С 1890-х гг. об­ра­ща­ет­ся к жи­во­пи­си мас­лом, пас­те­ли («За­кры­тые гла­за», 1890, Му­зей Ор­се, Па­риж; «Хри­стос в мол­ча­нии», ок. 1895, Пти-Па­ле, Па­риж; «Буд­да», 1905, Му­зей Ор­се). Для позд­не­го твор­че­ст­ва Р. ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние круп­ных де­ко­ра­тив­ных кра­соч­ных пя­тен («Жен­щи­на сре­ди цве­тов», 1909–10, со­б­ра­ние Х. Хар­рис Джо­нас, Нью-Йорк). Он об­ра­щал­ся к ми­фо­ло­гии («Цик­лоп», 1898, Му­зей Крёл­лер-Мюл­лер, близ От­тер­ло), ис­пол­нял порт­ре­ты (ма­дам А. Фон­тен, 1901, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк, и др.), мо­ну­мен­таль­ные рос­пи­си (в аб­бат­ст­ве Фон­фру­ад близ Нар­бо­на, 1910–11, и др.). Р. ока­зал влия­ние на мас­те­ров груп­пы «На­би», фо­виз­ма и сюр­реа­лиз­ма.

Соч.: À soi-même: journal, 1867–1915. P., 1979.

Лит.: Bacou R. O. Redon. Gen., 1956. Vol. 1–2; Coustet R. L’Univers d’O. Redon. P., 1984; O. Redon / Ed. D. W. Druick. L., 1994; Крюч­ко­ва В. А. Сим­во­лизм в изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве. М., 1994.

Вернуться к началу