Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАННЕХРИСТИА́НСКОЕ ИСКУ́ССТВО

Авторы: А. В. Пожидаева

РАННЕХРИСТИА́НСКОЕ ИСКУ́ССТВО, ис­кус­ст­во пер­вых ве­ков су­ще­ст­во­ва­ния хри­сти­ан­ст­ва. В ран­ний пе­ри­од Цер­ковь не­га­тив­но от­но­си­лась к ис­поль­зо­ва­нию изо­бра­же­ний, и лишь ок. 230 воз­ни­ка­ют пер­вые об­раз­цы Р. и.: фре­ски бап­ти­сте­рия в Ду­ра-Ев­ро­пос (232) и рим. ка­та­комб. Про­грам­мы этих рос­пи­сей, от­ка­зав­ших­ся от ан­тич­но­го де­ко­ра­ти­виз­ма, сви­де­тель­ст­ву­ют о но­вой функ­ции об­ра­за – он ста­но­вит­ся зна­ком, вы­ра­жаю­щим кон­крет­ную идею (пре­ж­де все­го, идею Спа­се­ния), ко­то­рая во­пло­ща­ет­ся в об­ра­з­ах Доб­ро­го пас­ты­ря, Ио­ны, Ноя, оран­тов; сим­во­ла­ми Хри­ста вы­сту­па­ют ры­ба, якорь и др. Даль­ней­шее сло­же­ние ико­но­гра­фич. про­грамм про­дол­жа­ет­ся в 4–5 вв. в скульп­ту­ре, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве, мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си, ми­ниа­тю­ре книж­ной.

Сар­ко­фа­ги с хри­сти­ан­ски­ми изо­бра­же­ния­ми (пря­мо­уголь­ные и оваль­ные) ак­тив­но соз­да­ют­ся в пе­ри­од с сер. 3 в. до кон. 4 в. (их ис­поль­зо­ва­ние для по­гре­бе­ний выс­ше­го кли­ра из­вест­но в 6 в. и позд­нее). До 313 в их де­ко­ре ис­поль­зу­ют­ся об­щие с ан­тич­ным ми­ром те­мы: «Сар­ко­фаг трёх пас­ты­рей» (250-е гг.), сар­ко­фаг Кон­стан­ти­ны со сце­на­ми сбо­ра ви­но­гра­да (до 354; оба – Ва­ти­кан­ские му­зеи) и др. По­сле 313 рас­про­стра­ня­ет­ся фри­зо­об­раз­ный де­кор с вет­хо- и но­во­за­вет­ны­ми сю­же­та­ми (сар­ко­фа­ги «Двух За­ве­тов», «Двух брать­ев», оба 325–350, Ва­ти­кан­ские му­зеи). Воз­ни­ка­ет но­вый, не­из­вест­ный ан­тич­но­сти тип сар­ко­фа­га с ар­хит. ячей­ка­ми (сар­ко­фаг Юния Бас­са, 359, Гро­ты Ва­ти­ка­на), в ко­то­рых со­пос­тав­ля­ют­ся сю­же­ты Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов, пре­им. сов­па­даю­щие с ка­та­комб­ны­ми. Бо­лее раз­ра­бо­тан­ная ие­рар­хич. сис­те­ма по­яв­ля­ет­ся в де­ко­ре Бре­ши­ан­ской став­ро­те­ки (350–360-е гг., Му­зей Сан­та-Джу­лия, Бре­шиа), где но­во­за­вет­ные сце­ны круп­нее и по­ме­ще­ны по цен­тру, вет­хо­за­вет­ные – во флан­ки­рую­щих фри­зах.

Интерьер базилики Санта-Сабина в Риме. 422–432. Фото П. С. Павлинова

По­сле Ми­лан­ско­го эдик­та «до­ма-цер­к­ви» и мар­ти­рии-эди­ко­лы в нек­ро­по­лях сме­ня­ют­ся офиц. цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­рой. Са­мым рас­про­стра­нён­ным ти­пом цер­ков­ной по­строй­ки ста­но­вит­ся ба­зи­ли­ка. В 4–5 вв. воз­во­дят­ся т. н. тон­ко­стен­ные ба­зи­ли­ки на ко­лон­нах, Т-об­раз­ные (с тран­сеп­том) и U-об­раз­ные (без тран­сеп­та) в пла­не, пе­ре­кры­тые стро­пи­ла­ми, в ко­то­рых до сер. 5 в. ис­поль­зу­ют­ся ан­тич­ные ко­лон­ны. Ал­тарь по­ме­щал­ся в по­лу­круг­лой ап­си­де (в нём на­хо­ди­лись епи­скоп­ский трон и си­де­нья для свя­щен­ни­ков) и от­де­лял­ся низ­кой ал­тар­ной пре­гра­дой. В ба­зи­ли­ках эпо­хи Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го ап­си­ды, как пра­ви­ло, ори­ен­ти­ро­ва­ны на за­пад, по об­раз­цу Свя­тая свя­тых хра­ма Со­ло­мо­на, позд­нее – на вос­ток. Ме­ж­ду не­фа­ми (3 или 5, цен­траль­ный вы­ше бо­ко­вых и в верх­нем яру­се про­ре­зан ок­на­ми, что да­ёт т. н. ба­зи­ли­каль­ный раз­рез) и тран­сеп­том по­ме­ща­лась три­ум­фаль­ная ар­ка. Не­фы пред­ва­ря­лись вес­ти­бю­лем-нар­тек­сом для ог­ла­шен­ных, от­кры­ваю­щим­ся в ат­ри­ум – двор с ко­лод­цем в цен­тре. Пер­вой офиц. цер­ков­ной по­строй­кой, воз­ве­дён­ной по ини­циа­ти­ве имп. Кон­стан­ти­на, ста­ла Ла­те­ран­ская ба­зи­ли­ка в Ри­ме (ок. 313–318), ря­дом с ней в 315 по­стро­ен Ла­те­ран­ский бап­ти­сте­рий, со­еди­нён­ный с тран­сеп­том ба­зи­ли­ки пе­ре­хо­дом для про­хо­да нео­фи­тов к пас­халь­но­му бо­го­слу­же­нию (см. в ст. Ла­те­ран). В те­че­ние 4–5 вв. в Ри­ме воз­во­дят­ся две круп­ней­шие ба­зи­ли­ки-мар­ти­рии на мес­тах, свя­зан­ных с па­мя­тью апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, – Свя­то­го Пет­ра со­бор и Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра, а так­же церк­ви Сант-Ань­е­зе (337–361, пе­ре­строе­на в 7 в.), Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре (с сер. 4 в., пе­ре­строе­на в 432–440), Сан­та-Са­би­на (422–432); в Ак­ви­лее – ком­плекс пат­ри­ар­шей ба­зи­ли­ки (на­ча­та в 313), в Ми­ла­не – Апо­столь­ская ба­зи­ли­ка (382–386, ны­не Сан-Над­за­ро, пе­ре­строе­на в 12 в.). В 326 во вре­мя пу­те­ше­ст­вия имп. Кон­стан­ти­на и имп. Еле­ны в Свя­тую Зем­лю бы­ли за­ло­же­ны ба­зи­ли­ки-мар­ти­рии на па­мят­ных мес­тах еван­гель­ских со­бы­тий: Храм Гро­ба Гос­под­ня в Ие­ру­са­ли­ме (с 3-ярус­ной ро­тон­дой на мес­те пе­ще­ры Ио­си­фа Ари­ма­фей­ско­го), Ро­ж­де­ст­ва храм в Виф­лее­ме (с 8-гран­ным объ­ё­мом на мес­те виф­ле­ем­ской пе­ще­ры, за­вер­шён в 339), ба­зи­ли­ка Воз­не­се­ния на Еле­он­ской го­ре (ок. 330–378, все мно­го­крат­но пе­ре­страи­ва­лись). Вост. тип ба­зи­ли­ки пред­став­лен гл. обр. сир. па­мят­ни­ка­ми: по­стро­ен­ные из тё­са­но­го кам­ня 3–5-не­фные ба­зи­ли­ки без ат­риу­ма, ред­ко с тран­сеп­том, ко­рот­кой зап. вет­вью кре­ста, по­пе­реч­ны­ми ар­ка­ми в ин­терь­е­ре, час­то с квад­рат­ны­ми пи­ло­на­ми вме­сто ко­лонн. Зап. фа­сад не­ред­ко ук­ра­ша­ет­ся 2 баш­ня­ми (ба­зи­ли­ка в Кальб-Лу­зе, ок. 500, в Дейр-Тур­ма­нин, до 480). Ком­плекс-мар­ти­рий Калъ­ат-Симъ­ан пред­став­ля­ет со­бой крест, об­ра­зо­ван­ный че­тырь­мя 3-не­фны­ми ба­зи­ли­ка­ми. Для Вос­то­ка ха­рак­тер­на тен­ден­ция к со­еди­не­нию ба­зи­ли­каль­но­го пла­на с ку­поль­ным за­вер­ше­ни­ем (церк­ви с ку­по­ла­ми на тром­пах в Ала­ха­не, Исав­рия, ок. 480-х гг., в Ре­са­фе, ок. 430, Ход­жа-Ка­ле­си в Исав­рии, 5 в.). Цен­трич. по­строй­ки 4 в. так­же вос­хо­дят к др.-рим. про­то­ти­пам – ро­тон­даль­ным ку­поль­ным мав­зо­ле­ям, 8-уголь­ным дво­рам и за­лам и др. Цен­трич. план ут­вер­ж­да­ет­ся в ар­хи­тек­ту­ре бап­ти­сте­ри­ев: в Не­апо­ле (4–5 вв.), Фре­жю­се (5 в.), ари­ан­ско­го (ок. 5 – нач. 6 вв.) и пра­во­слав­но­го (или не­ониан­ско­го, ок. 400–450) в Ра­вен­не, а так­же в Но­че­ра-Су­пер­ио­ре (2-я пол. 4 в., ны­не ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре); мав­зо­ле­ев: Еле­ны на Ла­би­кан­ской до­ро­ге (326–330), Кон­стан­ции (до 354, впо­след­ст­вии став­ший ц. Сан­та-Кос­тан­ца), оба – в Ри­ме, Гал­лы Пла­ци­дии мав­зо­лей в Ра­вен­не, быв. мав­зо­лей Га­ле­рия в г. Са­ло­ни­ки (ок. 306, ок. 400 стал ц. Св. Ге­ор­гия); мар­ти­ри­ев: ц. Сан­то-Сте­фа­но-Ро­тон­до в Ри­ме (468–483). Но­вый, уни­каль­ный тип цен­трич. зда­ния – тет­ра­конх с об­хо­дом – пред­став­лен в ц. Сан-Ло­рен­цо-Мад­жо­ре в Ми­ла­не (кон. 4 – нач. 5 вв.).

Фото П. С. Павлинова Мозаика «Даяние закона» в апсиде церкви Санта-Костанца в Риме. Сер. 4 в.

По­сле 313 на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся мо­ну­мен­таль­ный де­кор цер­ков­но­го зда­ния. В 4 – нач. 6 вв. пред­поч­те­ние от­да­ёт­ся мо­заи­кам. В ря­де мест они со­хра­ня­ют др.-рим. чер­ты: свет­лый фон, де­ко­ра­тив­но-ор­на­мен­таль­ные мо­ти­вы (цве­ты и пло­ды, мор­ское дно, сбор ви­но­гра­да, и др.), эле­мен­ты т. н. ан­тич­но­го им­прес­сио­низ­ма (мо­заи­ки по­ла ба­зи­ли­ки в Ак­ви­лее, 4 в.; сво­дов об­хо­да мав­зо­лея Кон­стан­ции в Ри­ме, 4 в.; Боль­шо­го двор­ца в Кон­стан­ти­но­по­ле, 2-я пол. 6 в., Му­зей мо­за­ик, Стам­бул). Од­на­ко на За­па­де и Вос­то­ке осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по­сте­пен­ный пе­ре­ход от ан­тич­но­го ил­лю­зио­низ­ма к ср.-век. ие­ра­тиз­му – с сер. 4 в. стиль ста­но­вит­ся ус­лов­нее, то­на кон­тра­ст­нее, ино­гда по­яв­ля­ет­ся зо­ло­той фон. Фор­ми­ру­ют­ся 2 ус­той­чи­вых ти­па ком­по­зи­ций. Во-пер­вых, тео­фа­ни­че­ские, в ко­то­рых ис­поль­зу­ет­ся др.-рим. имп. ико­но­гра­фия, они раз­ме­ща­ют­ся в наи­бо­лее са­краль­ных зо­нах – ап­си­дах [сце­ны «Даяние за­ко­на» и «Пе­ре­да­ча клю­чей» в ап­си­де ц. Сан­та-Кос­тан­ца (сер. 4 в.), «Хри­стос с апо­сто­ла­ми в Не­бес­ном Ие­ру­са­ли­ме» («Хри­стос на тро­не») в ц. Сан­та-Пу­ден­циа­на (5 в.; см. илл. к ст. Ии­сус Хри­стос) и др.] и ку­по­лах [в церк­вах Оси­ос-Йор­гос (2-я пол. 4 в.) и Оси­ос-Да­вид (ру­беж 5–6 вв.) в г. Са­ло­ни­ки, «Пре­об­ра­же­ние» в ц. Св. Ека­те­ри­ны Си­най­ско­го мон. (548–565) и др.]. Во-вто­рых, нар­ра­тив­ные ком­по­зи­ции, рас­по­ла­гав­шие­ся в не­фах и на три­ум­фаль­ных ар­ках, в которых фор­ми­ру­ют­ся вет­хо- и но­во­за­вет­ные про­грам­мы: в не­со­хра­нив­ших­ся фре­сках ба­зи­лик Св. Пет­ра и Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра в Ри­ме (сер. 5 в.) бы­ли па­рал­лель­но пред­став­ле­ны цик­лы обо­их за­ве­тов, в ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Ри­ме (ок. 432–440) про­ти­во­пос­тав­ля­лись друг дру­гу «био­гра­фи­че­ские» сце­ны вет­хо­за­вет­ных пер­со­на­жей от Ав­раа­ма до Ии­су­са На­ви­на в не­фе цик­лу дет­ст­ва Хри­ста на три­ум­фаль­ной ар­ке; цикл, по­свя­щён­ный те­мам бо­го­слу­жеб­ных чте­ний ли­тур­гич. го­да, – в ц. Сант-Апол­ли­на­ре-Нуо­во в Ра­вен­не, по­сле 519). Един­ст­вен­ный пол­но­стью со­хра­нив­ший­ся на За­па­де мо­за­ич­ный ан­самбль – мав­зо­лей Гал­лы Пла­ци­дии в Ра­вен­не.

Лит.: Двор­жак М. Очер­ки по ис­кус­ст­ву Сред­не­ве­ко­вья. М.; Л., 1934; Grabar A. Le premier art chrétien. (200–395). P., 1966; idem. Chri­s­tian iconography. Princeton, 1968; idem. Les Voies de la création en iconographie chrétienne. P., 1979; Kitzinger E. Byzantine art in the making: Main lines of stylistic development in Mediterranean Art, IIIrd–VIIth cent. Camb. (Mass.), 1977; Age of spirituality: Late antique and early christian art, IIIrd to VIIth cent. (Cat.). N. Y., 1979; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine achitecture. 4th ed. Harmondsworth, 1986; Кра­ут­хай­мер Р. Три хри­сти­ан­ские сто­ли­цы. М.; СПб., 2000.

Вернуться к началу