Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПХИМА́Й

Авторы: Н. А. Гожева

ПХИМА́Й (Пи­май), го­род на се­ве­ро-вос­то­ке Таи­лан­да, в пров. (чан­гва­те) На­кхон­рат­ча­си­ма (Ко­рат). Нас. 12,6 тыс. чел. (2012). Рас­по­ло­жен на р. Мун, в 50 км к се­ве­ро-вос­то­ку от г. На­кхон­рат­ча­си­ма (свя­зан с ним ав­то­мо­биль­ной до­ро­гой).

По­се­ле­ния древ­них охот­ни­ков су­ще­ст­во­ва­ли в ок­ре­ст­но­стях П. с эпо­хи не­о­ли­та (рас­коп­ка­ми 2008–12 об­на­ру­же­ны за­хо­ро­не­ния, ос­тат­ки жи­лищ и разл. ар­хео­ло­гич. ар­те­фак­ты). С 7 в. н. э. го­род под назв. Ви­мая­пу­ра стал круп­ным тор­го­во-эко­но­мич. цен­тром ран­не­сред­не­веко­во­го мон­ско­го гос-ва Два­ра­ва­ти. Важ­ное стра­те­гич. зна­че­ние он со­хра­нял и по­сле за­вое­ва­ния в нач. 11 в. кхмер­ской им­пе­ри­ей Кам­буд­жа­де­ша, со сто­ли­цей ко­то­рой, Ан­гко­ром, П. со­еди­ня­ла т. н. Ко­ро­лев­ская до­ро­га дли­ной ок. 250 км. С сер. 13 в. ук­ре­п­ля­лись по­ли­тич. свя­зи го­ро­да с тай­ским ко­ро­лев­ст­вом Сук­хот­хай, а с па­де­ни­ем в 1431 Кам­буд­жа­де­ши Пхи­май (или Ви­май, как его ста­ли на­зы­вать тай­цы) при­сое­ди­нил­ся к гос-ву Аютт­хая. Го­род по­сте­пен­но при­хо­дил в упа­док; по­сле за­хва­та Аютт­хаи бирм. ар­ми­ей в 1767 принц Тхеп­пи­пит пы­тал­ся ук­ре­пить П. как са­мо­сто­ят. центр вла­сти, од­на­ко в 1768 го­род был за­хва­чен банг­кок­ски­ми вой­ска­ми и во­шёл в со­став Сиа­ма.

Фото Н. А. Гожевой Пхимай. Ворота Пратучай («Ворота Победы»). Восстановлены в нач. 2000-х гг.

Ог­ра­ни­чен­ный с юга во­да­ми р. Мун П. ко­гда-то был ок­ру­жён сте­на­ми (сохр. ос­тат­ки фун­да­мен­тов и га­лерей), об­ра­зую­щи­ми пря­мо­уголь­ник. В сев. час­ти на­хо­дят­ся гл. гор. во­ро­та Пра­ту­чай («Во­ро­та По­бе­ды»; вос­ста­нов­ле­ны, как и часть гор. стен, в нач. 2000-х гг.). Всю центр. часть П. (Ста­рый го­род) за­ни­ма­ет хра­мо­вый ком­плекс Пра­сатп­хи­май (Пра­сат-Хин-Пхи­май), по­стро­ен­ный в клас­сич. кхмер­ском сти­ле в 1-й пол. 11 в. Пер­во­на­чаль­но, ве­ро­ят­но, ин­дуи­ст­ское свя­ти­ли­ще (или буд­дий­ский храм; воз­мож­но, об­слу­жи­вал оба куль­та), в кон. 12 в. он был пе­ре­стро­ен и по­свя­щён бо­же­ст­вам буд­диз­ма ма­хая­ны. Этот один из круп­ней­ших и наи­бо­лее хо­ро­шо со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков Таи­лан­да пе­рио­да кхмер­ской за­ви­си­мо­сти ино­гда рас­смат­ри­ва­ют как пред­те­чу Ан­гкор-Ва­та. Ком­плекс (ок. 1030×650 м) со­сто­ит из 2 пря­мо­уголь­ных об­не­сён­ных ог­ра­да­ми дво­ров; его гл. во­ро­та об­ра­ще­ны на юг. Пе­ред ни­ми рас­по­ло­жен мост, ох­ра­няе­мый скульп­ту­ра­ми ми­фич. львов и мно­го­гла­вых змей-на­гов. У зап. во­рот 2-го дво­ра на­хо­дят­ся ос­тат­ки хра­мо­вых биб­лио­тек (по др. вер­сии, ко­ро­лев­ско­го двор­ца). Сте­ны, ок­ру­жаю­щие дво­ры, пред­став­ля­ют со­бой кры­тые га­ле­реи, а над ук­ра­шен­ны­ми рель­е­фа­ми во­ро­та­ми воз­вы­ша­ют­ся баш­ни-го­пу­ры. В се­реди­не внутр. дво­ра сто­ит на вы­со­кой плат­фор­ме гл. свя­ти­ли­ще – пра­сат, увен­чан­ное ве­ли­честв. баш­ней-пран­гом (выс. 28 м) – сим­во­лом ми­фич. го­ры Ме­ру. Все вхо­ды в пра­сат име­ют мно­го­ло­па­ст­ные ароч­ные об­рам­ле­ния с рель­е­фа­ми. Внут­ри свя­ти­ли­ща – ка­мен­ная скульп­ту­ра Буд­ды. С юга пра­сат об­рам­лён мень­ши­ми по раз­ме­ру хра­ма­ми ти­па пран­гов. Ком­плекс с 1989 вхо­дит в ар­хео­ло­гич. зо­ну Ис­то­рич. пар­ка П. Сре­ди др. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей П. – сту­па Ме­ру-Бо­ро­мот­хат (11–12 вв.) и неск. буд­дий­ских мо­на­сты­рей, пе­ре­стро­ен­ных в 20 в. Ака­де­мич. на­уч. шко­ла Пхи­мая-Вит­тая (ос­но­ва­на в 1948). Нац. му­зей П. (с 1993; ар­те­фак­ты пе­рио­да Два­ра­ва­ти, скульп­ту­ра 10–14 вв., и др.).

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – ту­ри­стич. биз­нес. Не­боль­шие пред­при­ятия пи­ще­вой пром-сти. Мно­го­числ. ре­мес­лен­ные мас­тер­ские (шел­ко­тка­че­ст­во, пле­те­ние, гон­чар­ное, юве­лир­ное де­ло и др.).

Лит.: Siribhadra S., Moore E. Palaces of the Gods: Khmer art and architecture of Thailand. Bangkok, 1992; Ки­нель К., Ми­шу­ко­ва Д. Таи­ланд: Ко­ро­лев­ст­во хра­мов и двор­цов. М., 2011.

Вернуться к началу