Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АБРАМОВИЧ

Авторы: А. Е. Белоусова

АБРА́МОВИЧ (Абрамовић) Марина (р. 30.11.1946, Белград), серб. художник. Один из ключевых авторов перформансов последней трети 20 – нач. 21 вв., ряд работ близок боди-арту. Родилась в семье Войина (Войи) и Даницы Абрамович (Росич), быв. партизан – участников югосл. Движения Сопротивления, при И. Броз Тито вошедших в гос. номенклатуру; мать в 1960-е гг. руководила белградским Музеем революции.

Обучалась живописи в АХ в Белграде (1965–70) и Загребе (1970–72), преподавала в АХ в Нови-Саде (1973–75). Входила в круг молодых художников, занимавшихся в Студенческом культурном центре в Белграде, открытом властями как уступка в ответ на студенческие выступления лета 1968. От экспериментальной живописи раннего этапа А. перешла к безобъектному иск-ву: звуковым инсталляциям, построенным на несоответствии слышимого переживаемой реальности («Мост», 1971; «Аэропорт» 1972), и перформансу (серия «Ритмы», 1974–75; «Освобождение памяти», «Освобождение голоса», «Губы Томаса»; все – 1975, «Освобождение тела», 1976), приобретавшему для независимых художников вост.-европ. социалистических стран всё бóльшую актуальность вслед за изобретением и освоением жанра в Зап. Европе и США. Основной мотив ранних радикальных перформансов А.  «преодоление» страха перед физич. болью, насилием и риском, идеологич. рамок, границ возможностей собств. тела и сознания. В 1975 А. переехала в Нидерланды, где встретила нем. художника Улая (наст. имя и фамилия – Франк Уве Лайзипен), который стал её неизменным партнёром в творчестве и спутником жизни (1976–88). В начальный период они создавали перформансы, образно и философски осмысливающие тему отношений противоположных понятий, преим. мужского и женского начал («Отношения в пространстве», 1976; «Imponderabilia», 1977; «ААА-ААА», 1978; «Энергия покоя», «Точка контакта», оба 1980). К нач. 1980-х гг. относится их увлечение архаич. традиционными культурами (Тибет, Индия, Африка, Австралия и др.), которое привело к созданию перформансов большой длительности – от нескольких недель до 3 месяцев («Ночной переход», 1981–86; «Влюблённые – Поход по Великой Китайской стене», 1988). В этих работах художники стремились обрести новое, обострённое восприятие времени и «очистить сознание» путём различных самоограничений: длительного неподвижного пребывания в положении сидя, молчания, отказа от пищи и воды.

Вернувшись к сольному творчеству, А. продолжила развивать эту тему («Дом с видом на океан», 2002), а также обратилась к осмыслению истории и современности балканских стран, в т. ч. на материале собств. биографии («Балканское барокко», 1997; «Герой», 2001; «Балканский эротический эпос», 2005). В 2001 переехала в Нью-Йорк. С сер. 2000-х гг. она занимается вопросом профессионального воспроизведения перформансов и их сохранения в истории иск-ва. В 2005 в рамках выставки «Семь лёгких пьес» в Музее С. Гуггенхейма в Нью-Йорке повторила пять знаменитых перформансов Б. Наумана, В. Аккончи, В. Экспорт, Дж. Пейн, Й. Бойса и собств. работу «Губы Томаса». Основала в Хадсоне (штат Нью-Йорк) Ин-т Марины Абрамович – выставочный, исследовательский и образовательный центр по сохранению иск-ва перформанса (2012). В течение 3 месяцев работы ретроспективной выставки «В присутствии художника» в Музее совр. иск-ва в Нью-Йорке в 2010 ежедневно исполняла одноим. перформанс по мотивам «Ночного перехода», в котором партнёром художника на несколько минут мог стать любой посетитель (выставка без участия А. была показана в моск. музее «Гараж» в 2011). Участие в этом 716-часовом «действе» приняло более 1000 человек, включая звёзд амер. шоу-бизнеса, что обеспечило ему широкий резонанс в междунар. СМИ и сделало А. героиней популярной культуры. В последние годы А. минимизирует своё участие в перформансах, возлагая на зрителя роль объекта и субъекта действия («Муштра», 2010; «512 часов», 2014).

Награждена премией «Золотой лев» Международной худож. биеннале в Венеции (1997), австр. почётным знаком «За науку и искусство» (2008).

Лит.: Biesenbach K. Marina Abramović: the artist is present. N. Y., 2010; Marina Abramovic + the future of performance art. Munich; L., 2010.

Вернуться к началу