Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОРТЗАМПА́РК

Авторы: А. К. Дежурко
Фото Nicolas Borel К. де Портзампарк. Комплекс «Город музыки» в Париже. 1984–95.

ПОРТЗАМПА́РК (Portzamparc) Кри­сти­ан де (р. 5.5.1944, Ка­саб­лан­ка), франц. ар­хи­тек­тор и гра­до­строи­тель. Окон­чил Нац. шко­лу изо­бра­зит. ис­кусств в Па­ри­же (1969). Опи­ра­ясь на прак­тич. ре­зуль­та­ты сво­их ис­сле­до­ва­ний жиз­ни гор. со­об­ществ, ра­бо­та­ет в рус­ле т. н. кон­тек­стуа­лиз­ма: рас­смат­ри­ва­ет зда­ние как часть гор. «ор­га­низ­ма» и ис­хо­дит при про­ек­ти­ро­ва­нии из гра­до­стро­ит. си­туа­ции и по­треб­но­стей жи­те­лей. Его пер­вая по­строй­ка (во­до­на­пор­ная баш­ня в Марн-ла-Вал­ле, 1971–74) трак­то­ва­на как гор. дос­то­при­ме­ча­тель­ность. Ту же роль иг­ра­ют мно­гие др. со­ору­же­ния П., при­чём в гра­до­стро­ит. про­ек­тах он час­то пре­ду­смат­ри­ва­ет «зна­ко­вые зда­ния», по­мо­гаю­щие ори­ен­ти­ро­вать­ся в го­ро­де и ожив­ляю­щие его про­стран­ст­во. Дру­гая гра­до­стро­ит. идея П. – «от­кры­тый квар­тал»: вме­сто тра­диц. квар­та­ла с за­строй­кой по пе­ри­мет­ру и мо­дер­ни­ст­ско­го со сво­бод­но стоя­щи­ми по­строй­ка­ми он пред­ла­га­ет рас­по­ла­гать зда­ния плот­ной груп­пой, с уз­ки­ми про­ме­жут­ка­ми ме­ж­ду ни­ми, ко­то­рые вы­гля­дят как раз­ры­вы в ар­хит. мас­се [квар­та­лы «От-Форм» (1975–79) и Мас­се­на (1995–2010) в Па­ри­же, ком­плекс «Nexus II» (1989–91) в Фу­куо­ке в Япо­нии, квар­тал «Де Ситадел» (2000–2006) в Ал­ме­ре в Ни­дер­лан­дах, и др.]. Ме­сто­по­ло­же­ние раз­ры­вов оп­ре­де­ля­ет­ся на­прав­ле­ни­ем пе­ше­ход­ных по­то­ков, ори­ен­та­ци­ей по солн­цу и т. д. Клю­че­вая ра­бо­та П. – ком­плекс «Го­род му­зы­ки» в Па­ри­же (1984–95; кор­пу­са кон­церт­но­го за­ла, му­зея и др.), бла­го­да­ря удач­но­му ре­ше­нию ко­то­ро­го П. по­лу­чил за­ка­зы на строи­тель­ст­во по­доб­ных ком­плек­сов в Люк­сем­бур­ге (Фи­лар­мо­ния, 1997–2005) и в Рио-де-Жа­ней­ро («Го­род ис­кусств», 2003–13). Так­же сре­ди ра­бот: танцевальная шко­ла Па­риж­ской опе­ры в Нан­те­ре (1983–87), Дво­рец пра­во­су­дия в Гра­се (1993–99), по­соль­ст­во Фран­ции в Бер­ли­не (1997–2003), му­зей­ный ком­плекс «Ле Шан Либр» в Ре­не (1993–2006), зда­ние ад­ми­ни­ст­ра­ции ре­гио­на Ро­на-Аль­пы в Лио­не (2006–11), не­бо­скрё­бы «Tour de Lille» («Баш­ня Лил­ля») в Лил­ле (1991–95), «Granite» в р-не Дефанс в гра­ни­цах Боль­шо­го Па­ри­жа (2005–08), LVMH (1999) и «One57» (2009–14) в Нью-Йор­ке. Как кри­тик гра­до­стро­ит. прин­ци­пов мо­дер­низ­ма, П. бли­зок к пост­мо­дер­низ­му, хо­тя его ар­хит. со­ору­же­ния фор­маль­но при­мы­ка­ют к не­омо­дер­низ­му.

Лит.: Ch. de Portzamparc / Éd. M. Jacques, A. Lavalou. Bordeaux e. a., 1996; Sollers Ph. Voir, écrire: Essai. P., 2003; Trel­cat S. Ch. de Portzamparc: Rêver la ville. (Cat.). P., 2007; Accorsi F., Enguehard S., Ravanel L. Ch. de Portzamparc: L’îlot ouvert. P.; Brux., 2010.

Вернуться к началу