Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОМЕРА́НЦЕВ

Авторы: И. Е. Печёнкин
Фото Д. В. Соловьёва А. Н. Померанцев. Здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) в Москве. 1889–93.

ПОМЕРА́НЦЕВ Алек­сандр Ни­ка­но­ро­вич [30.10(11.11).1849, Мо­ск­ва – но­яб. 1918, Пет­ро­град], рос. ар­хи­тек­тор, акад. ар­хи­тек­ту­ры (1887) и д. чл. (1893) пе­терб. АХ. Окон­чил МУЖВЗ (1874) и пе­терб. АХ (1877). В ка­че­ст­ве пен­сио­не­ра АХ по­се­тил Ита­лию, Фран­цию и Швей­ца­рию (1879–87). В Па­лер­мо вы­пол­нил об­ме­ры Па­ла­тин­ской ка­пел­лы, впо­след­ст­вии из­дан­ные АХ (1890). Пер­вой по­строй­кой П. ста­ла де­рев. Ни­коль­ская ц. в под­мос­ков­ном с. Фе­до­ски­но (1877). П. вы­иг­рал кон­курс на про­ект но­во­го зда­ния Верх­них тор­го­вых ря­дов на Крас­ной пл. в Мо­ск­ве (осу­ще­ст­в­лён в 1889–1893, ны­не ГУМ): эта ра­бо­та со­еди­ни­ла при­су­щий эпо­хе про­стран­ст­вен­ный раз­мах и дер­зость совр. инж. мыс­ли (ос­тек­лён­ные пе­ре­кры­тия на ме­тал­лич. кар­ка­се спро­ек­ти­ро­ва­ны инж. В. Г. Шу­хо­вым), в ней П. во­пло­тил собств. вер­сию рус­ско­го сти­ля, где фор­мы по­сад­ско­го хра­мо­строе­ния Мо­ск­вы и Яро­слав­ля 17 в. об­ре­ли мо­ну­мен­таль­ность, на­по­ми­наю­щую итал. ре­нес­санс­ные па­лац­цо (не в по­след­нюю оче­редь бла­го­да­ря свет­лой об­ли­цов­ке фа­са­дов). Эта сти­ли­сти­ка за­тем бы­ла при­ме­не­на ар­хи­тек­то­ром в ц. Св. Ди­мит­рия Со­лун­ско­го в Бе­рё­зов­ке, близ Ли­пец­ка (1893–97), где яс­но про­яви­лась эк­лек­тич­ность творч. ме­то­да П., со­четав­ше­го эле­мен­ты др.-рус. зод­че­ст­ва с нео­ро­ман­ским сти­лем и не­оре­нес­сан­сом. Гл. ар­хи­тек­тор Все­рос. вы­став­ки в Ниж­нем Нов­го­ро­де (1896), для ко­то­рой раз­ра­бо­тал ген­план и про­ек­ты осн. па­виль­о­нов: Глав­но­го, Ма­шин­но­го, Сред­не­ази­ат­ско­го, Ис­кусств (все – не сохр.); во всех них, кро­ме по­след­не­го, ис­поль­зо­ва­лись кар­кас­ные кон­ст­рук­ции Шу­хо­ва. Пе­ри­од творч. рас­цве­та П. при­шёл­ся на 1890–1900-е гг., при­чём ра­бо­ты ар­хи­тек­то­ра де­мон­ст­ри­ру­ют ши­ро­ту его сти­ли­стич. по­ис­ков, от­нюдь не ог­ра­ни­чен­ных рам­ка­ми рус. сти­ля. К про­из­ве­де­ни­ям П., вы­пол­нен­ным в разл. ис­то­ри­че­ских сти­лях, от­но­сят­ся особ­няк Н. В. Спи­ри­до­но­ва в С.-Пе­тер­бур­ге (1895–96), Ду­ма и Гор. дом в Рос­то­ве-на-До­ну (1895–1896), зда­ние Си­но­даль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та и шко­лы с ц. Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го в С.-Пе­тер­бур­ге (1898–1900), ц. Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го в Че­ля­бин­ске (1907). На ру­бе­же 19–20 вв. об­ра­тил­ся к фор­мам во­шед­ше­го в мо­ду сти­ля мо­дерн в со­ору­же­ни­ях Ма­ло­го коль­ца Моск. ок­руж­ной же­лез­ной до­ро­ги (1898–1908, сохр. час­тич­но). По про­ек­ту П. (соз­дан на ос­но­ве пла­на арх. И. С. Бо­го­мо­ло­ва) в Со­фии был воз­ве­дён гран­ди­оз­ный Алек­сан­д­ра Нев­ско­го храм-па­мят­ник в не­ови­зан­тий­ском сти­ле. В 1910 П. соз­дал про­ект ре­кон­ст­рук­ции Ни­ко­ла­ев­ско­го во­кза­ла в С.-Пе­тер­бур­ге (не реа­ли­зо­ван). Круп­ней­шим куль­то­вым со­ору­же­ни­ем П. в рус­ском сти­ле дол­жен был стать спро­ек­ти­ро­ван­ный им совм. с В. М. Вас­не­цо­вым 9-гла­вый со­бор Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го на Ми­ус­ской пл. в Мо­ск­ве (храм-па­мят­ник ос­во­бо­ж­де­нию кре­сть­ян; стро­ил­ся в 1911–1917, не за­вер­шён, ра­зо­бран в 1950-х гг.). Соз­дал совм. со скульп­то­ром А. М. Опе­ку­ши­ным па­мят­ник имп. Алек­сан­д­ру III у под­но­жия Хри­ста Спа­си­те­ля хра­ма (1912, не сохр.). Чл. Моск. ар­хео­ло­гич. об-ва (1890). Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ (адъ­юнкт-проф., 1888; проф.-ру­ко­во­ди­тель ар­хит. клас­са, 1892; ру­ко­во­ди­тель Выс­ше­го ху­дож. уч-ща, 1894; рек­тор, 1899–1900), в МУЖВЗ (1899–1907) и в Уч-ще изящ­ных ис­кусств А. О. Гун­ста.

Лит.: Ки­ри­чен­ко Е. И. А. По­ме­ран­цев // Зод­чие Мо­ск­вы. М., 1981. Кн. 1; Зод­чие Мо­ск­вы вре­ме­ни эк­лек­ти­ки, мо­дер­на и не­оклас­си­циз­ма (1830-е–1917 гг.). М., 1998; На­що­ки­на М. В. Ар­хи­тек­то­ры мо­с­ков­ско­го мо­дер­на. Твор­че­ские порт­ре­ты. 3-е изд. М., 2005.

Вернуться к началу