Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛЕ́ЧНИК

Фото П. С. Павлинова Й. Плечник. Ансамбль кладбища Жале в Любляне. 1937–40.

ПЛЕ́ЧНИК (Plečnik) Йо­же (23.1.1872, Люб­ля­на – 7.1.1957, там же), сло­вен. ар­хи­тек­тор. Ро­дил­ся в се­мье мас­те­ра-ме­бель­щи­ка. С 1882 обу­чал­ся в мас­тер­ской от­ца, за­тем – в ре­мес­лен­ном уч-ще в Гра­це (1888–92). В 1892–94 раз­ра­ба­ты­вал про­ек­ты ме­бе­ли в сто­ляр­ной мас­тер­ской Мюл­ле­ра в Ве­не. В 1894–95 ра­бо­тал в ар­хит. бю­ро О. Ваг­не­ра; учил­ся у не­го же в вен­ской АХ (1895–98). В 1898–99 со­вер­шил пен­сио­нер­скую по­езд­ку по Ита­лии и Фран­ции. Вер­нув­шись в Ве­ну, П. воз­вёл там мно­го­квар­тир­ный дом «Вил­ла Лан­гер» (1900–01), до­ход­ный дом Лан­гер (1901–02), жи­лое и кон­тор­ское зда­ние Цахерль­ха­ус (1903–05) и др. со­ору­же­ния, в ко­то­рых по­сте­пен­но пе­ре­шёл от сво­бод­но­го фор­мо­об­ра­зо­ва­ния сти­ля мо­дерн че­рез его ра­цио­наль­ный из­вод к уп­ро­щён­но­му ва­ри­ан­ту не­оклас­си­циз­ма (ц. Св. Ду­ха, 1910–13; не­де­ко­ри­ро­ван­ные сте­ны из мо­но­лит­но­го же­ле­зо­бе­то­на). В 1911 П. по при­гла­ше­нию Я. Ко­те­ры пе­ре­ез­жа­ет в Пра­гу, где ста­но­вит­ся про­фес­со­ром в гор. ху­дож. и ре­мес­лен­ном уч-ще. В 1920 по­лу­чил долж­ность проф. Тех­нич. ун-та Люб­ляны, ко­то­рую за­ни­мал до сво­ей смер­ти (с пе­ре­ры­вом в 1943–45), но од­но­вре­мен­но ра­бо­тал в Пра­ге: за­ни­мал­ся ре­кон­ст­рук­ци­ей Праж­ско­го гра­да (1920–35; пре­им. ин­терь­е­ры, в т. ч. апар­та­мен­ты пре­зи­ден­та Че­хо­сло­ва­кии, и оформ­ле­ние са­дов), по­стро­ил ц. Пре­свя­то­го Серд­ца Гос­под­ня (1928–32). С это­го вре­ме­ни П. ра­бо­та­ет в рус­ле соб­ст­вен­но­го, по­рой эк­лек­тич­но­го ва­ри­ан­та нац. ро­ман­тиз­ма, ос­но­ван­но­го на сре­ди­зем­но­мор­ской и юж­но­сла­вян­ской тра­ди­ции и вклю­чаю­ще­го мо­ти­вы ан­тич­но­сти, зод­че­ст­ва Сред­не­ве­ко­вья, ме­ст­но­го ва­ри­ан­та ба­рок­ко, нар. ар­хи­тек­ту­ры. В сер. 1920-х – сер. 1940-х гг. П. оформ­ля­ет в цен­тре Люб­ля­ны пло­ща­ди (Св. Яко­ва, 1926–27, и др.), ули­цы (Зой­со­ва, 1927, и др.), мос­ты (Трой­ной мост, 1929–32, и др.; см. илл. к ст. Люб­ля­на) и на­бе­реж­ные рек Гра­даш­чи­ца и Люб­ля­ни­ца (ком­плекс рын­ка, 1940–44, и др.), парк Ти­во­ли (1929–34). Так­же в Люб­ля­не П. воз­во­дит собств. дом (1924–1930, ны­не Му­зей П.), ре­кон­ст­руи­ру­ет зда­ние Тор­го­вой па­ла­ты (1925–27; ны­не Кон­сти­ту­ци­он­ный суд), стро­ит зда­ние Нац. и уни­вер­си­тет­ской б-ки (1936–41), ц. Св. Ми­хаи­ла «на бо­ло­те» (1937–40), ан­самбль клад­би­ща Жа­ле (1937–40). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны сре­ди круп­ных ра­бот П. – не­реа­ли­зо­ван­ный про­ект пар­ла­мен­та Сло­ве­нии (1947), ре­кон­ст­рук­ция мо­на­сты­ря тев­тон­цев Кри­жан­ке в Люб­ля­не (1952–56). Ав­тор мн. мо­ну­мен­тов, в т. ч. на пл. Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции в Люб­ля­не: «Ил­ли­рий­ская ко­лон­на» (в па­мять об Ил­ли­рий­ских про­вин­ци­ях им­пе­рии На­по­ле­о­на I Бо­на­пар­та; 1929, скульп­тор Л. До­ли­нар) и па­мят­ник С. Гре­гор­чи­чу (1937, скульп­тор З. Ка­лин). П. так­же за­ни­мал­ся ди­зай­ном гор. ме­бе­ли, ли­тур­гич. пред­ме­тов.

Твор­че­ст­во П., пред­став­ляю­щее со­бой аль­тер­на­ти­ву мо­дер­низ­му в ар­хи­тек­ту­ре 20 в., ста­ло осо­бен­но вос­тре­бо­ван­ным в по­след­ней тре­ти ве­ка, в пе­ри­од по­ст­мо­дер­низ­ма. Ха­рак­тер­ные для П. сво­бод­ная трак­тов­ка ар­хит. на­сле­дия, вни­ма­ние к осо­бен­но­стям ис­то­рич. за­строй­ки в гра­до­стро­ит. ра­бо­тах, от­каз от фор­маль­но­го, но не «идей­но­го» под­ра­жа­ния ори­ги­на­лу при ре­кон­ст­рук­ции ар­хит. па­мят­ни­ков ос­та­ют­ся ак­ту­аль­ны­ми ори­ен­ти­ра­ми для ар­хи­тек­то­ров и в нач. 21 в. (Б. Под­рек­ка и др.).

Лит.: Pozzetto M. J. Plečnik e la scuola di O. Wagner. Torino, 1968; J. Ple ̌cnik, archi­tecte. (Cat.). P., 1986; Krečič P. Plečnik, the complete works. N. Y., 1993; Stabenow J. J. Pleč­nik: Städtebau im Schatten der Moderne. Braun­schweig, 1996; Prelovšek D. J. Plečnik: archi­tec­tura perennis. New Haven, 1997; Stiller A. J. Plečnik – Architekt in Wien, Prag, Laibach. (Kat.). Salzburg, 2006; J. Plečnik: architekt i wizjoner. (Kat.). Kraków, 2006.

Вернуться к началу