Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛА́СТОВ

Авторы: А. М. Муратов

ПЛА́СТОВ Ар­ка­дий Алек­сан­д­ро­вич [19(31).1.1893, с. При­сло­ни­ха, ны­не Кар­сун­ско­го р-на Уль­я­нов­ской обл. – 12.5.1972, там же], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, нар. худ. СССР (1962), д. чл. АХ СССР (1947). Ро­дил­ся в се­мье по­том­ст­вен­ных ху­дож­ни­ков-ико­но­пис­цев. Учил­ся в Мо­ск­ве – в сту­дии И. И. Маш­ко­ва (1912), в СХПУ (1912–14) у С. С. Алё­ши­на и Ф. Ф. Фе­до­ров­ско­го, в МУЖВЗ (1914–1917) у С. М. Вол­ну­хи­на, А. Е. Ар­хи­по­ва, А. С. Сте­па­но­ва и др. Не окон­чив обу­че­ния, из-за ре­во­люц. со­бы­тий вер­нул­ся в род­ное се­ло. По­лу­чив, как без­зе­мель­ный кре­сть­я­нин, уча­сток зем­ли, вёл хо­зяй­ст­во, од­но­вре­мен­но ра­бо­тал над этю­да­ми и эс­ки­за­ми («Пу­га­чёв», 1920-е гг., Крае­ведч. му­зей, Уль­я­новск), порт­ре­та­ми (в т. ч. ав­то­порт­рет и порт­ре­ты брать­ев, все 1917–20, со­б­ра­ние се­мьи П.). Поч­ти по­сто­ян­но жил в с. При­сло­ни­ха, ино­гда вы­ез­жая в Мо­ск­ву, так­же в творч. по­езд­ки. В 1925–26 ра­бо­тал в Уль­я­нов­ске, ис­пол­нял порт­ре­ты уча­ст­ни­ков Окт. ре­во­лю­ции 1917.

Гл. те­ма твор­че­ст­ва П. – быт рус. де­рев­ни, об­ра­зы кре­сть­ян, жи­ву­щих в един­ст­ве с при­ро­дой. Од­на из центр. ра­бот пред­во­ен­но­го вре­ме­ни – «Кол­хоз­ный празд­ник» (1937, ГРМ), мно­го­фи­гур­ное по­лот­но, на­пи­сан­ное в «офи­ци­оз­ном» ду­хе и изо­бра­жаю­щее меч­ту о сча­ст­ли­вой и ра­до­ст­ной жиз­ни (для не­го П. вы­полнил ок. 200 этю­дов). Для вы­став­ки «ХХ лет РККА и Во­ен­но-Мор­ско­го Фло­та» П. соз­дал оп­ти­ми­стич­ную по на­строе­нию и ди­на­мич­ную по ком­по­зи­ции кар­ти­ну «Ку­па­ние ко­ней» (1938, ГРМ). Ис­пол­нил так­же мо­ну­мен­таль­ные пан­но для ВСХВ (1937–39) и Все­мир­ной вы­став­ки 1939 в Нью-Йор­ке («Знат­ные лю­ди Стра­ны Со­ве­тов», совм. с др.).

А. А. Пластов. «Фашист пролетел». 1942. Третьяковская галерея (Москва).
А. А. Пластов. «Весна». 1954. Третьяковская галерея (Москва).

В го­ды вой­ны П. соз­дал гра­фич. се­рии «За­хват­чи­ки» и на те­му ге­ро­ич. обо­ро­ны Ста­лин­гра­да (в 1943 с груп­пой ху­дож­ни­ков по­бы­вал на фрон­те). Из кар­тин это­го вре­ме­ни наи­бо­лее зна­чи­тель­на «Фа­шист про­ле­тел» (1942, ГТГ), сим­во­ли­зи­рую­щая тра­ге­дию вой­ны. По­все­днев­ной жиз­ни се­ла во­ен. вре­ме­ни по­свя­щён ряд по­ло­тен, где боль­шое эмо­цио­наль­ное зна­че­ние име­ет пей­заж («Жат­ва», «Се­но­кос», обе – 1945, ГТГ). В иск-ве П. по­сле­во­ен­ных де­ся­ти­ле­тий про­дол­жа­ют­ся те­мы кре­сть­ян­ско­го тру­да («Ужин трак­то­ри­стов», 1951, Ху­дож. му­зей, Ир­кутск), де­ре­вен­ских празд­ни­ков («Яр­мар­ка», 1947, Нац. ху­дож. му­зей Мол­да­вии, Ки­ши­нёв). П. пи­шет так­же пей­за­жи и на­тюр­мор­ты, но осо­бен­но мно­го – пор­т­ре­ты, пре­им. од­но­сель­чан (се­рия «Лю­ди кол­хоз­ной де­рев­ни», 1951–65). Те­ма ма­те­рин­ст­ва и дет­ст­ва так­же при­вле­ка­ла ху­дож­ни­ка на­чи­ная с 1950-х гг. («Кос­тёр в по­ле», 1969, Ху­дож. му­зей, Уль­я­новск, и др.). Фи­ло­соф­ское на­ча­ло, ос­мыс­ле­ние тра­гич. сто­рон жиз­ни при­сут­ст­ву­ют в позд­нем твор­че­ст­ве П.: «Сле­пые» (1967, со­б­ра­ние се­мьи П.), «Ба­бье ле­то» (1971, Ху­дож. му­зей, Са­ра­тов) и др. На про­тя­же­нии все­го творч. пу­ти П. об­ра­щал­ся к те­ме пра­во­сла­вия – в жи­во­пи­си и гра­фи­ке («В Ус­пен­ском со­бо­ре», ак­ва­рель, бе­ли­ла, 1950-е гг., со­бра­ние се­мьи П., и др.). Книж­ные ил­лю­ст­ра­ции П. (к про­зе М. М. При­шви­на, Л. Н. Тол­сто­го, М. Горь­ко­го, А. П. Че­хо­ва, Г. И. Ус­пен­ско­го, сти­хам Н. А. Не­кра­со­ва и др.) от­ли­ча­ют­ся жи­во­пис­ной ма­не­рой ис­пол­не­ния. В об­лас­ти стан­ко­вой гра­фи­ки он соз­да­вал порт­ре­ты, ин­терь­е­ры, пей­за­жи, на­тюр­мор­ты, жан­ро­вые и ис­то­рич. ком­по­зи­ции («Пе­ре­да­ча ско­та бед­но­те», 1940; «Встре­ча Л. Н. Тол­сто­го со слеп­ца­ми», 1953–54, обе – ГТГ). По­се­тил Ита­лию (1956, 1963), Фран­цию (1956), Еги­пет (1965).

Иск-во П. во мно­гом сфор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем пе­ре­движ­ни­ков, мас­те­ров СРХ, пред­ста­ви­те­лей моск. се­зан­низ­ма, так­же ико­но­пи­си. Жи­во­пись П. от­ли­ча­ется на­сы­щен­ным пле­нэр­ным ко­ло­ри­том в со­че­та­нии с поч­ти скульп­тур­ной «леп­кой» объ­ё­ма цве­том. Твор­че­ст­во П. – од­на из вер­шин отеч. реа­лиз­ма 20 в.; оно не впи­сы­ва­ет­ся в рам­ки ни со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, ни к.-л. сти­ли­стич. те­че­ния 1-й тре­ти 20 в.

Ле­нин­ская пр. (1966), Гос. пр. СССР (1946), Гос. пр. РСФСР им. И. Е. Ре­пи­на (1972, по­смерт­но). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1968, 1971).

Влия­ние П. ис­пы­та­ли его сын, жи­во­пи­сец Ни­ко­лай Ар­кадь­е­вич Пла­стов (1930–2000), и внук, жи­во­пи­сец Ни­ко­лай Ни­ко­лае­вич Пла­с­тов (р. 1956), так­же В. М. Си­до­ров, В. Ф. Сто­жа­ров, А. П. и С. П. Тка­чё­вы и др.

В 1988 в с. При­сло­ни­ха от­крыт Му­зей-усадь­ба П., в 2010 – Му­зей П. в Уль­я­нов­ске; имя П. но­сит Му­зей совр. изо­бра­зит. иск-ва в Уль­я­нов­ске (ос­но­ван в 1992; все – фи­лиа­лы Ху­дож. му­зея, Уль­я­новск).

Соч.: Ра­до­стью бьет­ся серд­це... // Ху­дож­ник. 1972. № 11; От этю­да к кар­ти­не. Ав­то­био­гра­фия // А. А. Пла­стов: Ка­та­лог про­из­ве­де­ний. М., 1976.

Лит.: Кор­ни­лов П. Уль­я­нов­ский ху­дож­ник А. А. Пла­стов. Ка­зань, 1929; Кос­тин В. И. А. А. Пла­стов. М., 1956; Му­ри­на Е. Б. А. А. Пла­стов. М., 1961; Ка­уф­ман Р. С. А. А. Пла­стов. М., 1962; Сы­со­ев В. А. Пла­стов. М., 2001; А. А. Пла­стов / Сост. Н. Н. Пла­стов. М., 2006; Пла­сто­ва Т. Ю. А. А. Пла­стов. М., 2011.

Вернуться к началу