Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ

Н. Пиросманашвили. «Косуля на фоне пейзажа». 1913. Музей искусств Грузии (Тбилиси).
Н. Пиросманашвили. «Кутёж у Гвимрадзе». Музей искусств Грузии (Тбилиси).

ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ (Пи­рос­ма­ни­шви­ли, Пи­рос­ма­ни) Ни­ко (Ни­ко­лай Ас­ла­но­вич) [17.5(?).1862, с. Мир­заа­ни, Ка­хе­ти – 7.4 или 5.5.1918, Тиф­лис], груз. жи­во­пи­сец. Ро­дил­ся в кре­сть­ян­ской се­мье. Ос­тав­шись си­ро­той, в сер. 1870-х гг. пе­ре­ехал в Тиф­лис. Бу­ду­чи са­мо­уч­кой, ра­но на­чал ри­со­вать. Не­дол­го обу­чал­ся ти­по­граф­ско­му де­лу, пы­тал­ся от­крыть вы­ве­соч­ную мас­тер­скую, за­ни­мал­ся тор­гов­лей (для сво­ей мо­лоч­ной лав­ки в нач. 1890-х гг. на­пи­сал 2 вы­вес­ки). С сер. 1890-х гг. це­ли­ком по­свя­тил се­бя жи­вопи­си. По­се­лив­шись в при­вок­заль­ном рай­оне Тиф­ли­са, вёл бро­дяж­ни­че­скую жизнь, ис­пол­няя мно­го­числ. за­ка­зы – вы­вес­ки для ла­вок, пив­ных, ду­ха­нов, так­же на­стен­ные пан­но, порт­ре­ты, рос­пись стё­кол. Ис­точ­ни­ка­ми вдох­но­ве­ния для П. слу­жи­ли как нар. груз. иск-во, рус. лу­бок, жур­наль­ные ил­лю­ст­ра­ции, фо­то­гра­фии, так и ср.-век. груз. мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись, ико­ны, порт­ре­ты т. н. тиф­лис­ской шко­лы, иран. порт­ре­ты 18 в. На ос­но­ве столь раз­но­род­ных влия­ний П. вы­ра­бо­тал свой не­по­вто­ри­мый стиль и стал од­ним из круп­ней­ших мас­те­ров на­ив­но­го ис­кус­ст­ва, за­вое­вав­шим по­смерт­но все­мир­ную из­вест­ность. Ра­бо­ты П. на­пи­са­ны ча­ще все­го на чёр­ной кле­ён­ке (ино­гда на кар­то­не), бла­го­да­ря че­му мно­гие из них име­ют тём­ный фон, при­даю­щий не­ко­то­рую су­ро­вость изо­бра­жён­ным сце­нам. Ка­жу­щая­ся про­сто­та ху­дож. язы­ка П. об­ман­чи­ва: «не­мно­го­чис­лен­ные сред­ст­ва, с ко­то­ры­ми у не­го дос­ти­га­ет­ся так мно­го, – ве­ли­ко­леп­ны» (М. Ф. Ла­рио­нов). Ра­бо­ты П. от­ме­че­ны ла­ко­низ­мом ко­ло­ри­та (обыч­но ис­поль­зо­вал звуч­ный ак­корд не­сколь­ких пя­тен ло­каль­но­го цве­та), эко­ном­но­стью ри­сун­ка, обоб­щаю­ще­го фор­му, ста­тич­но­стью ком­по­зи­ции и внутр. со­сре­до­то­чен­но­стью изо­бра­жае­мых пер­со­на­жей; да­же при­ро­да, час­то при­сут­ст­вую­щая в его кар­ти­нах, на­де­ле­на «зна­ко­вым» смыс­лом и по­рой ка­жет­ся ир­ре­аль­ной. Сю­же­ты из обы­ден­ной жиз­ни у П. не­из­мен­но пре­об­ра­же­ны его лич­ным ви́­де­ни­ем: дру­же­ские за­сто­лья, или «ку­те­жи» («Пас­халь­ный ку­тёж», 1906; «Ку­тёж трёх кня­зей на лу­жай­ке», оба – Му­зей ис­кусств Гру­зии, Тби­ли­си; «Дру­зья Бе­го­са», 1910-е гг., Му­зей иск-ва на­ро­дов Вос­то­ка, Мо­ск­ва, и др.), кар­ти­ны-па­но­ра­мы [в т. ч. «Сбор ви­ногра­да», «Ка­хе­тин­ский эпос» («Ала­зан­ская до­ли­на»), «Празд­ник свя­то­го Ге­ор­гия в Бол­ни­си»]. Пи­сал пей­за­жи («Ба­ту­ми», «Охо­та и вид на Чёр­ное мо­ре», 1912; все – Му­зей ис­кусств Гру­зии), на­тюр­мор­ты, порт­ре­ты – как ре­аль­ных лю­дей [А. Га­ра­но­ва (1906), «Ак­три­са Мар­га­ри­та» (1909, см. илл. к ст. Гру­зия; оба – Му­зей ис­кусств Гру­зии), И. М. Зда­не­ви­ча (1913)], так и бе­зы­мян­ные порт­ре­ты-ти­пы [«Двор­ник», «Жен­щи­на с круж­кой пи­ва», «Ры­бак в крас­ной ру­баш­ке», «Гру­зин­ка с буб­ном» (1906), «Мила­нер без ­дет­ный и Бед­ная с де­та­ми» (ав­тор­ская над­пись на кар­ти­не)]; час­то изо­бра­жал жи­вот­ных («это дру­зья мое­го серд­ца»), на­де­ляя их поч­ти порт­рет­ным пси­хо­ло­гиз­мом. В це­лом твор­че­ст­во П., «эпи­чес­ки мо­ну­мен­таль­ное» (Г. Б. Яку­лов), да­ёт уди­ви­тель­но цель­ное и яр­кое пред­став­ле­ние о на­цио­наль­ном ду­хе груз. на­ро­да, его жиз­ни, род­ной при­ро­де.

В «от­кры­тии» иск-ва П. важ­ную роль сыг­ра­ли бр. И. М. и К. М. Зда­не­вич и М. В. Ле­дан­тю, ко­то­рые по­зна­ко­ми­лись с ху­дож­ни­ком в Тиф­ли­се в 1912 и ор­га­ни­зо­ва­ли по­каз его ра­бот в Мо­ск­ве (в рам­ках вы­став­ки «Ми­шень», 1913). То­гда же о твор­че­ст­ве П. поя­вил­ся ряд ста­тей в тиф­лис­ских га­зе­тах и на­ча­лось кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние его про­из­ве­де­ний, что ни­как не от­ра­зи­лось на фи­нан­со­вом по­ло­же­нии ху­дож­ни­ка, умер­ше­го в ни­ще­те. Ин­те­рес к твор­че­ст­ву П. сов­пал с ув­ле­че­ни­ем мас­те­ров аван­гар­диз­ма иск-вом при­ми­ти­ва; ху­дож­ни­ка вы­со­ко це­ни­ли столь раз­ные мас­те­ра, как рус. аван­гар­ди­сты и П. Пи­кас­со. Его жиз­ни и твор­че­ст­ву по­свя­ще­ны неск. филь­мов (в т. ч. до­ку­мен­таль­ный – «Пи­рос­ма­ни», 1970, реж. Г. Н. Шен­ге­лая; иг­ро­вой – «Ара­бе­ски на те­му Пи­рос­ма­ни», 1986, реж. С. И. Па­ра­джа­нов), спек­так­ли («Пи­рос­ма­ни, Пи­рос­ма­ни» по пье­се «Празд­ник оди­но­че­ст­ва» В. Н. Ко­ро­сты­лё­ва, 1981, реж. Э. Нек­ро­шюс). В 1982 в с. Мир­заа­ни от­крыт Дом-му­зей ху­дож­ни­ка.

Лит.: Н. Пи­рос­ма­ни­шви­ли. Тиф­лис, 1926; Си­мо­нов К. О Н. Пи­рос­ма­ни­шви­ли // Твор­че­ст­во. 1963. № 5; Зда­не­вич К. М. Н. Пи­рос­ма­ни­шви­ли. М., 1964; Буа­чид­зе Г. Пи­рос­ма­ни, или Про­гул­ка оле­ня. Тб., 1981; Ка­мен­ский А. Н. Пи­рос­ма­ни. Л., 1985; Куз­не­цов Э. Д. Пи­рос­ма­ни. Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1986; Н. Пи­рос­ма­ни­шви­ли. (Кат. вы­став­ки). М., 1986; Стри­га­лев А. Кем, ко­гда и как бы­ла от­кры­та жи­во­пись Н. А. Пи­рос­ма­на­шви­ли? // Па­но­ра­ма ис­кусств. М., 1989. Вып. 12; Н. Пи­рос­ма­ни­шви­ли: Ма­те­риа­лы на­уч­ной кон­фе­рен­ции 1986 г. М., 1992; Бо­гем­ская К. Н. Пи­рос­ма­ни. М., 2002.

Вернуться к началу