Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИ́МЕНОВ

Фото В. Глотова Н. С. Пименов. «Парень, играющий в бабки» (слева) и «Парень, играющий в свайку» А. В. Логановского. Чугун. Отлиты в 1838. Александровский дворец (город Пушкин).

ПИ́МЕНОВ Ни­ко­лай Сте­па­но­вич [24.11(6.12).1812, С.-Пе­тер­бург – 4(16) или 5(17).12.1864, там же], рос. скульп­тор, акад. (1844) и проф. (1854) пе­терб. АХ. Сын С. С. Пи­ме­но­ва. Учил­ся в пе­терб. АХ (1824–33) у от­ца и С. И. Галь­бер­га, окон­чил с ма­лой зо­ло­той ме­да­лью за ба­рель­еф «Гек­тор уп­ре­ка­ет Па­ри­са» и ос­тав­лен в АХ для усо­вер­шен­ст­во­ва­ния. По­сле смер­ти от­ца за­вер­шил ра­бо­ту по со­з­да­нию ста­туй «За­кон» и «Пра­во­су­дие» для зда­ния Се­на­та и Си­но­да в С.-Пе­тер­бур­ге (1833). В 1836 ис­пол­нил ста­тую (на боль­шую зо­ло­тую ме­даль) «Па­рень, иг­раю­щий в баб­ки» (гипс, ГРМ), вос­пе­тую А. С. Пуш­ки­ным: «Юно­ша три­ж­ды шаг­нул, на­кло­нил­ся, ру­кой о ко­ле­но / Бод­ро опер­ся, дру­гой под­нял мет­кую кость…». В этой скульп­ту­ре, трак­то­ванной в жан­ро­вом клю­че, П. раз­ви­ва­ет клас­сич. тра­ди­ции, обо­га­щая их нац. те­ма­ти­кой. Ста­туя П. и «Па­рень, иг­раю­щий в свай­ку» А. В. Ло­га­нов­ско­го (1836), так­же по­лу­чив­ше­го боль­шую зо­ло­тую ме­даль, бы­ли от­ли­ты из чу­гу­на и ус­та­нов­лены на по­ста­мен­тах пе­ред ко­лон­на­дой Алек­сан­д­ров­ско­го двор­ца в Цар­ском Се­ле (ны­не г. Пуш­кин в со­ста­ве С.-Пе­тер­бур­га). В 1837–50 пен­сио­нер АХ в Ита­лии. В этот пе­ри­од ра­бо­тал над над­гро­бия­ми, порт­ре­та­ми (в т. ч. жан­ро­вы­ми – «Маль­чик, про­ся­щий ми­ло­сты­ню», 1842, мра­мор, ГРМ), фи­гу­ра­ми еван­ге­ли­стов для Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра в С.-Пе­тер­бур­ге. По­сле воз­вра­ще­ния в Рос­сию вы­пол­нил брон­зо­вые скульп­тур­ные груп­пы «Вос­кре­се­ние Хри­сто­во» (1853) и «Пре­об­ра­же­ние» (1854) для ма­лых ико­но­ста­сов Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра; клас­сич. яс­ность форм и урав­но­ве­шен­ность ком­по­зи­ций со­че­та­ют­ся в них с внутр. на­пря­же­ни­ем и эмо­цио­наль­ной си­лой. Тру­дил­ся над про­ек­та­ми скульп­тур­ных групп для Бла­го­ве­щен­ско­го мос­та в С.-Пе­тер­бур­ге (мо­де­ли – в ГРМ и Му­зее РАХ, С.-Пе­тер­бург), ком­по­зи­ции «Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец» для Ге­ор­ги­ев­ско­го за­ла Крем­лёв­ско­го двор­ца (мо­дели – брон­за, 1854–55, ГРМ). Ис­пол­нил порт­рет­ные бюс­ты арх. К. И. Рос­си (гипс то­ни­ро­ван­ный, 1835), инж.-ген. А. Я. Виль­со­на (мра­мор, 1857; оба – ГРМ), имп. Ни­ко­лая I (для за­ла Бир­жи в С.-Пе­тер­бур­ге, 1859, ГРМ; в ви­де рус. ви­тя­зя, 1860, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; оба – мра­мор). Ав­тор па­мят­ни­ков адм. М. П. Ла­за­ре­ву в Се­ва­сто­по­ле, гр. М. С. Во­рон­цо­ву в Тиф­ли­се (оба ус­та­нов­ле­ны в 1867), фельдм. И. Ф. Пас­ке­ви­чу в Вар­ша­ве (ус­та­нов­лен в 1870), так­же фи­гур для ко­раб­лей «Алек­сандр Нев­ский», «Дмит­рий Дон­ской», «Пе­ре­свет», «Ос­ля­бя». Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ с 1855, ру­ко­во­дил скульп­тур­ным клас­сом ака­де­мии. Его брат – арх. Па­вел Сте­па­но­вич Пи­ме­нов (1814–60).

Лит.: Пет­ров П. Н. Н. С. Пи­ме­нов, про­фес­сор скульп­ту­ры. СПб., 1883; Шмидт И. М. Н. С. Пи­ме­нов. М., 1953; он же. Рус­ская скульп­ту­ра вто­рой по­ло­ви­ны XIX – на­ча­ла ХХ в. М., 1989; Крив­ди­на О. А. Про­фес­сор скульп­ту­ры Н. С. Пи­ме­нов. СПб., 2007.

Вернуться к началу