Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПИКАБИА́

Авторы: В. А. Крючкова

ПИКАБИА́, Мар­ти­нес де Пи­ка­биа (Martinez de Picabia) Фран­сис (Фран­сис Ма­ри; Лья­ма­до Фран­сис) (22.1.1879, Па­риж – 30.11.1953, там же), франц. ху­дож­ник, по­эт, ху­дож. кри­тик. Учил­ся в Па­ри­же в Шко­ле де­ко­ра­тив­ных ис­кусств (1895–1897), ака­де­мии Ф. Кор­мо­на. В 1897 по­зна­ко­мил­ся с твор­че­ст­вом А. Сис­лея и К. Пис­сар­ро; в ран­них пей­за­жах П. за­мет­но влия­ние им­прес­сио­низ­ма, так­же К. Ко­ро («Бе­ре­га ре­ки Лу­эн», 1905, Му­зей иск-ва, Фи­ла­дель­фия). В 1902 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Ис­па­нию. По­сле 1908 ув­лёк­ся прин­ци­па­ми ку­биз­ма и яр­кой кра­соч­но­стью жи­во­пи­си фо­виз­ма («Ре­га­та», 1911, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Па­риж). Ок. 1911 П. встре­тил­ся с М. Дю­ша­ном, Р. Дю­шан-Вий­о­ном и Г. Апол­ли­не­ром, что ока­за­ло зна­чит. воз­дей­ст­вие на его даль­ней­шую творч. эво­лю­цию. На па­риж­ской вы­став­ке «Зо­ло­тое се­чение», ор­га­ни­зо­ван­ной в 1912 груп­пой «Пю­то», по­ка­зал кар­ти­ну «Та­нец у ис­точ­ни­ка» (1912, Му­зей иск-ва, Фи­ла­дель­фия). Един­ст­вен­ный ев­роп. уча­ст­ник вы­став­ки «Armory Show» в Нью-Йор­ке (1913), П. по­лу­чил ме­ж­ду­нар. из­вест­ность; мно­гие его ра­бо­ты это­го пе­рио­да сбли­жа­ют­ся с ор­физ­мом [«Крас­ное де­ре­во» (1912), «Уд­ни» («Аме­ри­кан­ская де­вуш­ка», 1913, обе – Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж), «Я вновь вспо­ми­наю мою до­ро­гую Уд­ни» (ок. 1914, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк) и др.]. Во вре­мя по­се­ще­ний Нью-Йор­ка в 1915–16 и 1917 П. сбли­зил­ся с ху­дож­ни­ка­ми амер. аван­гар­да и вме­сте с Дю­ша­ном и Мэн Ре­ем ор­га­ни­зо­вал нью-йорк­ское объ­е­ди­не­ние да­даи­стов. От­ка­зав­шись от гео­мет­рич. аб­ст­рак­ции, соз­дал цикл ком­по­зи­ций, в ко­то­рых рас­кра­шен­ные ко­пии тех­нич. чер­те­жей об­ре­та­ют не­ожи­дан­ное сход­ст­во с че­ло­ве­че­ски­ми фи­гу­ра­ми [«Лю­бов­ный па­рад» (ча­ст­ное со­б­ра­ние, Чи­ка­го; см. ил­лю­ст­ра­ции к ст. Да­да­изм), «Вот дочь, ро­ж­дён­ная без ма­те­ри» (Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; обе 1917)]. Эти «ме­ха­но­мор­фы», пре­ис­пол­нен­ные юмо­ра и драз­ня­ще­го сар­каз­ма, де­мон­ст­ри­ру­ют па­ра­док­саль­ность зри­тель­ско­го вос­при­ятия, спо­соб­но­го об­на­ру­жить ми­ме­ти­че­ский об­раз в от­вле­чён­ном чер­те­же. В Нью-Йор­ке П. уча­ст­во­вал в из­да­нии аван­гар­ди­ст­ско­го ж. «291», ко­то­рый из­да­вал за­тем в Ев­ро­пе (под назв. «391») до 1924.

Ф. Пикабиа. «Удни» («Американская девушка»). 1913. Национальный музей современного искусства (Париж).

В 1916 П. пе­ре­ехал в Бар­се­ло­ну, в 1918–19 жил в Швей­ца­рии, где всту­пил в пе­ре­пис­ку с Т. Тца­ра и при­сое­ди­нил­ся к цю­рих­ской груп­пи­ров­ке да­даи­стов; в 1919 вер­нул­ся в Па­риж. При­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в ма­ни­фе­ста­ци­ях да­даи­стов, про­дол­жал ра­бо­ту над «ме­ха­но­мор­фа­ми» («Ди­тя-кар­бю­ра­тор», 1919, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк, и др.). В нач. 1920-х гг. ра­бо­тал приё­ма­ми кол­ла­жа, пре­тво­ряя в изо­бра­зит. де­та­ли са­мые раз­ные ма­те­риа­лы (напр., «Со­ло­мен­ная шля­па», 1921–22, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; «Опе­ре­ние», 1924–25, Гос. га­ле­рея Штут­гар­та). В 1924 совм. с Р. Кле­ром и Э. Са­ти уча­ст­во­вал в со­зда­нии ф. «Entr’acte», став­ше­го «ки­не­ма­то­гра­фич. ан­трак­том» в по­ста­нов­ке ба­ле­та «Relâche» («Пе­ре­рыв»; труп­па «Швед­ский ба­лет», Па­риж) – зна­ко­во­го про­из­ве­де­ния те­ат­раль­но­го да­да­из­ма. В это вре­мя сбли­жа­ет­ся с А. Бре­то­ном и с бу­ду­щи­ми мас­те­ра­ми сюр­реа­лиз­ма.

В 1927 в твор­че­ст­ве П. на­чи­на­ет­ся пе­ри­од т. н. про­зрач­ных кар­тин («транс­па­ра­н­сов»), в ко­то­рых ху­дож­ник ис­поль­зо­вал ре­ми­нис­цен­ции иск-ва итал. Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния, ис­кал вне­пер­спек­тив­ные спо­со­бы пе­ре­да­чи про­стран­ст­ва. Раз­но­мас­штаб­ные ри­сун­ки лиц и фи­гур сли­ва­ют­ся в пло­ско­ст­ные ли­ней­ные спле­те­ния, но в ре­зуль­та­те пе­ре­се­че­ний раз­ных пла­нов и ра­кур­сов воз­ни­ка­ют зиг­за­го­об­раз­ные про­стран­ст­вен­ные скач­ки, не­кое по­до­бие сте­рео­ско­пии («Сфинкс», 1929, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; «Ме­дея», 1929, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Па­риж). С 1934 на­плы­вы про­зрач­ных об­ра­зов сме­ня­ют­ся бру­таль­ны­ми фор­ма­ми псев­до­клас­си­циз­ма. Ут­ри­руя ма­не­ру на­ив­но­го ис­кус­ст­ва и сти­ли­сти­ку кит­ча, П. дос­ти­га­ет па­ро­дий­но­го сни­же­ния «вы­со­ких» жан­ров ал­ле­го­рии, порт­ре­та, ми­фо­ло­гич. или биб­лей­ской сце­ны («Вес­на», 1935, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; «Ис­пан­ская ре­во­лю­ция», 1936; Ав­то­порт­рет, 1940, оба – ча­ст­ные со­б­ра­ния, Ми­лан). В 1939–45 жил в Швей­ца­рии. Вер­нув­шись в Па­риж, сбли­зил­ся с кру­га­ми эк­зи­стен­циа­ли­стов. В позд­нем твор­че­ст­ве П. аб­ст­рак­ции че­ре­ду­ют­ся с фи­гу­ра­тив­ным гро­те­ском («Она тан­цу­ет», 1948, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Ми­лан; «Раз­го­вор», 1949, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Па­риж). Ос­та­вил об­шир­ное лит. на­сле­дие (по­этич. со­чи­не­ния, ху­дож. кри­ти­ка, ста­тьи по тео­рии иск-ва). Твор­че­ст­во П. (как од­но­го из пред­ше­ст­вен­ни­ков поп-ар­та) бы­ло за­но­во от­кры­то в пе­риод по­стмо­дер­низ­ма, ко­гда про­явил­ся осо­бый ин­те­рес к иро­нии, язы­ко­вой иг­ре, скре­ще­нию разл. сти­лей и мо­ду­сов ху­дож. твор­че­ст­ва.

Соч.: Écrits. P., 1975–1978. Vol. 1–2.

Лит.: Sanouillet M. Picabia. P., 1964; idem. 391. Revue publice de 1917 a 1924 par F. Pi­cabia. P., 1966; Le Bot M. F. Picabia et la crise des valeurs figuratives, 1900–1925. P., 1968; Fagiolo M. F. Picabia. Mil., 1976; Buffet-Pi­ca­bia G. Rencontres... P., 1977; Camfield W. A. F. Picabia: his art, life and times. Princeton, 1979; Borrа̀s M. L. Picabia. Barcelona; P., 1985; F. Picabia: Opere, 1898–1951. (Cat.). Mil., 1986.

Вернуться к началу