Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц

Авторы: П. С. Павлинов
Фото А. И. Нагаева Зимний дворец. Вид со стороны Дворцовой набережной.

ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры в С.-Пе­тер­бур­ге, на бе­ре­гу Не­вы. До 1917 ре­зи­ден­ция рос. им­пе­ра­то­ров, ны­не вхо­дит в со­став му­зея Эр­ми­таж. Ис­то­рия имп. зим­них ре­зи­ден­ций в цен­тре но­вой сто­ли­цы на­чи­на­ет­ся со скром­ных «Зим­них ма­лень­ких хо­ром» Пет­ра I, по­стро­ен­ных пред­по­ло­жи­тель­но арх. Д. Тре­зи­ни в 1708 (не бо­лее 10 ком­нат и мас­тер­ская; в 1711 этот жи­лой дом Пет­ра I пе­ре­ве­зён на Пет­ров­ский ост­ров, ра­зо­бран в 18 в.). В 1711–12 воз­ве­де­ны «Сва­деб­ные па­ла­ты» Пет­ра I (пред­по­ло­жи­тель­но тот же ар­хи­тек­тор; ра­зо­бра­ны в 1726). В 1716–20 на этом же уча­стке, ог­ра­ни­чен­ном с за­па­да про­ры­той в  1718–1720 Зим­ней ка­нав­кой, на мес­те совр. Эр­ми­таж­но­го те­ат­ра по­стро­ен но­вый «Зим­ний дом» Пет­ра I (арх. Г. И. Мат­тар­но­ви; рас­ши­рен в 1719–22); к не­му в 1726–27 при­строе­ны З. д. Ека­те­ри­ны I и слу­жеб­ные кор­пу­са (арх. Тре­зи­ни). В 1726–28 на Ва­силь­ев­ском ост­ро­ве со­ору­жён Зим­ний Пре­об­ра­жен­ский дво­рец Пет­ра II (арх. Тре­зи­ни; пе­ре­стро­ен в 1759–61; ны­не зда­ние фи­ло­ло­гич. ф-та С.-Пе­терб. ун-та). В 1730–60-е гг. строи­тель­ст­во имп. двор­цов в сто­ли­це воз­глав­ля­ли К. Б. Рас­трел­ли и Б. Ф. Рас­трел­ли: в 1732–36 ими воз­ве­дён «3им­ний дом» Ан­ны Ива­нов­ны (с ис­поль­зо­ва­ни­ем фраг­мен­тов двор­ца Ф. М. Ап­рак­си­на, за­ло­жен­но­го в 1716 по про­ек­ту Ж. Б. Леб­ло­на; не сохр.), в 1755 – врем. де­ре­вян­ный З. д. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны на уг­лу Нев­ско­го просп. и на­бе­реж­ной Мой­ки (арх. Б. Ф. Рас­трел­ли; ра­зо­бран в 1765–1768). Ны­не су­ще­ст­вую­щий но­вый ка­мен­ный З. д. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны по­стро­ен Б. Ф. Рас­трел­ли в 1753–62 на мес­те двор­ца Ан­ны Ива­нов­ны.

Зимний дворец. «Иорданская лестница». Акварель Э. П. Гау. 1860-е гг. Эрмитаж (С.-Петербург).

Трёх­этаж­ное зда­ние З. д. пред­став­ля­ет со­бой замк­ну­тое ка­ре с внутр. дво­ром. Фа­са­ды об­ра­ще­ны к Не­ве (дли­на фа­са­да 137 м; по цен­тру рас­по­ло­жен гл. вход – Иор­дан­ский подъ­езд с Иор­дан­ской ле­ст­ни­цей, пла­фон ра­бо­ты Г. Ди­циа­ни), к Ад­ми­рал­тей­ст­ву (Сал­ты­ков­ский, или «Его ве­ли­че­ст­ва», подъ­езд вы­хо­дил на быв. Раз­вод­ную пл., где про­во­ди­лись раз­во­ды ка­рау­лов и смот­ры войск) и к Двор­цо­вой пло­ща­ди (подъ­ез­ды «Её ве­ли­че­ст­ва» и Ко­мен­дант­ский). Гран­ди­оз­ные раз­ме­ры двор­ца в сти­ле ба­рок­ко (пер­во­на­чаль­но в нём бы­ло св. 1000 по­ме­ще­ний, 117 ле­ст­ниц, бо­лее 3800 две­рей и окон), силь­но вы­сту­паю­щие ри­за­ли­ты, ак­цен­ти­ров­ка сту­пен­ча­тых уг­лов, из­мен­чи­вый ритм ко­лонн со­з­да­ют впе­чат­ле­ние пла­стич. мо­щи, тор­же­ст­вен­но­сти и ве­ли­ко­ле­пия. Пыш­ная от­дел­ка фа­са­дов (скульп­ту­ры из пу­дож­ско­го из­вест­ня­ка над па­ра­пе­та­ми и фрон­то­на­ми, в 1892–94 под рук. скульп­то­ра М. П. По­по­ва за­ме­нён­ные пус­то­те­лы­ми, вы­би­ты­ми из лис­то­вой ла­ту­ни; ко­ва­ные узор­ные ре­шёт­ки) и рас­по­ло­жен­ных ан­фи­ла­да­ми па­рад­ных за­лов и жи­лых по­ко­ев под­чёр­ки­ва­ет ре­пре­зен­та­тив­ное на­зна­че­ние З. д. Двор­цо­вая ц. Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го по­строе­на в 1753–62; её внутр. уб­ран­ст­во так­же ис­пол­не­но итал. и рус. мас­те­ра­ми под рук. Б. Ф. Рас­трел­ли (жи­во­пис­ный пла­фон ра­бо­ты Ф. Фон­те­бас­со). В эти же го­ды соо­ру­же­на Ма­лая (Сре­тен­ская) цер­ковь в по­ко­ях им­пе­рат­ри­цы (вос­ста­нов­ле­на пос­ле по­жа­ра в 1838–39).

Зимний дворец. «Большая церковь (Дворцовая церковь Спаса Нерукотворного)». Акварель Э. П. Гау. 1860-е гг. Эрмитаж (С.-Петербург).

По­сле 1762 ра­бо­ту по внутр. от­дел­ке про­дол­жи­ли по­мощ­ни­ки Б. Ф. Рас­трел­ли – С. И. Че­ва­кин­ский и Ю. М. Фель­тен; вско­ре бы­ли при­вле­че­ны так­же Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот и А. Ри­наль­ди. В кон. 18 – нач. 20 вв. ин­терь­е­ры З. д. не­од­но­крат­но пе­ре­де­лы­ва­лись. В 1791–1793 соз­да­на Нев­ская ан­фи­ла­да, вклю­чав­шая Аван­зал, Боль­шой и Кон­церт­ный за­лы (ар­хи­тек­то­ры Дж. Ква­рен­ги, И. Е. Ста­ров); во 2-м эта­же но­во­го кор­пу­са (1783–92, Ква­рен­ги), со­еди­нив­ше­го З. д. с Ма­лым Эр­ми­та­жем, бы­ли раз­ме­ще­ны ко­пии рос­пи­сей Лод­жий Ра­фа­эля в Ва­ти­ка­не; в 1795 соз­дан па­рад­ный Ге­ор­ги­ев­ский (Боль­шой Трон­ный) зал (Ква­рен­ги; ко­лон­на­да ко­ринф­ско­го ор­де­ра – 1837–42, ар­хи­тек­то­ры В. П. Ста­сов и Н. Е. Ефи­мов; см. рис. к ст. Зал). В 1826 от­кры­та Во­ен. га­ле­рея 1812 го­да (К. И. Рос­си; порт­ре­ты ге­ро­ев Отеч. вой­ны 1812 ра­бо­ты Дж. Доу и его по­мощ­ни­ков). В 1822–37 по про­ек­там О. Р. де Мон­фер­ра­на де­ко­ри­ро­ва­ны за­лы Ма­рии Фё­до­ров­ны (Гос­ти­ная с ко­лон­на­ми из яш­мы, ны­не Ма­ла­хи­то­вый зал), соз­да­ны Ро­тон­да, Пет­ров­ский и Фельд­мар­шаль­ский за­лы. Поч­ти пол­но­стью унич­то­жен­ные по­жа­ром 17–19(29–31).12.1837 ин­терь­е­ры к 1841 вос­ста­нов­ле­ны А. П. Брюл­ло­вым и Ста­со­вым при уча­стии мн. мас­те­ров; при­ме­не­ны ме­тал­лич. кон­ст­рук­ции пе­ре­кры­тий (шпрен­ге­ли по про­ек­ту инж. М. Е. Клар­ка), час­тич­но за­ме­нён­ные в 1886–87.

Во 2-й пол. 18–19 вв. с вост. сто­ро­ны к З. д. при­строе­ны зда­ния, вхо­дя­щие ны­не в ан­самбль му­зея Эр­ми­таж: Ма­лый Эр­ми­таж с Сев., Юж. па­виль­о­на­ми и Ви­ся­чим са­дом (1764–75, ар­хи­тек­то­ры Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот, Ю. М. Фель­тен; 4-й этаж над­стро­ен в 1840–43, В. П. Ста­сов; Па­виль­он­ный зал – 1850–58, А. И. Шта­кенш­ней­дер); Боль­шой, или Ста­рый, Эр­ми­таж (1771–87, Фель­тен; пе­ре­стро­ен в 1851–59, Шта­кенш­ней­дер), свя­зан­ный ароч­ным пе­ре­хо­дом над Зим­ней ка­нав­кой с Эр­ми­таж­ным те­ат­ром [1783–1789, Дж. Ква­рен­ги; зал-ам­фи­те­атр де­ко­ри­ро­ван ко­лон­на­ми ко­ринф­ско­го ор­де­ра и ни­ша­ми со скульп­ту­рой (см. рис. к ст. За­на­вес); от­дел­ка фойе – 1904, арх. Л. Н. Бе­нуа]; Но­вый Эр­ми­таж (1842–51, по про­ек­ту Л. фон Клен­це, под рук. Ста­со­ва и Н. Е. Ефи­мо­ва; пор­тик с ат­лан­та­ми – 1846–48, скульп­тор А. И. Те­ре­бе­нёв; см. рис. к ст. Ат­лант).

5(17).2.1880 на­ро­до­во­лец С. Н. Хал­ту­рин про­из­вёл в З. д. взрыв, по­вре­див­ший под­вал, га­упт­вах­ту и сто­ло­вую. По­сле убий­ст­ва Алек­сан­д­ра II [1(13).3.1881] Алек­сандр III пе­ре­нёс свою ре­зи­ден­цию в Гат­чи­ну и ис­поль­зо­вал З. д. в осн. для па­рад­ных це­ре­мо­ний. С во­ца­ре­ни­ем Ни­ко­лая II (1894) имп. фа­ми­лия вер­ну­лась в З. д. (быв. по­кои Ни­ко­лая I за­но­во от­де­ла­ны, напр. биб­лио­те­ка – арх. А. Ф. Кра­сов­ский). В 1904 Ни­ко­лай II с семь­ёй пе­ре­ехал в Цар­ское Се­ло. В нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны в за­лах Нев­ской ан­фи­ла­ды раз­ме­щал­ся гос­пи­таль. С ию­ля 1917 З. д. – ре­зи­ден­ция Врем. пра­ви­тель­ст­ва; в ночь с 25 на 26.10(с 7 на 8.11).1917 был за­хва­чен ре­во­люц. вой­ска­ми. В 1918 пе­ре­име­но­ван во Дво­рец ис­кусств (на­зва­ние не при­жи­лось). С 1920 в час­ти по­ме­ще­ний рас­по­ла­гал­ся Му­зей ре­во­лю­ции. До 1922 в З. д. на­хо­ди­лись: при­ём­ный пункт для во­ен­но­плен­ных, об­ще­жи­тие дет­ской ко­ло­нии, Штаб по уст­рой­ст­ву мас­со­вых тор­жеств; Ни­ко­ла­ев­ский зал пе­ре­обо­ру­до­ван под ки­но­зал. В 1922 бóль­шая часть З. д. пе­ре­да­на Эр­ми­та­жу (це­ли­ком пе­ре­дан в 1945).

Ши­ро­ко­мас­штаб­ные рес­тав­рац. ра­бо­ты ве­лись в 1920–30-х гг. и в 1940–60-х гг., по­сле по­па­да­ния арт. сна­ря­дов и авиа­бомб во вре­мя бло­ка­ды. В 1946 фа­са­ды ок­ра­ше­ны в пер­во­на­чаль­ный би­рю­зо­вый цвет (в кон. 19 в. бы­ли тём­но-крас­ны­ми, с 1911 ро­зо­вы­ми). В 1971 в со­ста­ве Эр­ми­та­жа соз­да­ны Рес­тав­рац. мас­тер­ские, ко­то­рые ве­дут все ра­бо­ты по вос­ста­нов­ле­нию и со­хра­не­нию З. д. В 2001 для пуб­ли­ки от­крыт внутр. двор, где про­во­дят­ся лет­ние сим­фо­нич. кон­цер­ты. В со­ста­ве па­мят­ни­ков ис­то­рич. цен­тра С.-Пе­тер­бур­га З. д. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Ба­шуц­кий АП. Во­зоб­нов­ле­ние Зим­не­го двор­ца в Санкт-Пе­тер­бур­ге. СПб., 1839; Пи­ляв­ский В. И. Зим­ний дво­рец. Л., 1960; Алек­сее­ва С. Б. Ар­хи­тек­ту­ра и де­ко­ра­тив­ная пла­сти­ка Зим­не­го двор­ца // Рус­ское ис­кус­ст­во ба­рок­ко. М., 1977; Во­ро­ни­хи­на А. Н. Ви­ды за­лов Эр­ми­та­жа и Зим­не­го двор­ца в ак­ва­ре­лях и ри­сун­ках ху­дож­ни­ков сер. 19 в. М., 1983; Эр­ми­таж: ис­то­рия строи­тель­ст­ва и ар­хи­тек­ту­ра зда­ний. Л., 1990; Со­бор Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го об­раза в Зим­нем двор­це как па­мят­ник ду­хов­ной и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры. СПб., 1998; Не­син В. Н. Зим­ний дво­рец в цар­ст­во­ва­ние по­след­не­го им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II (1894–1917). СПб., 1999.

Вернуться к началу