Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЛА́ЦЦО ПУ́БЛИКО

Фото В. М. Паппе Палаццо Публико (1297 или 1298–1304, 1680) и Торре-дель-Манджа (1325–48) в Сиене.

ПАЛА́ЦЦО ПУ́БЛИКО (Palazzo Pubblico), дво­рец го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния в Си­е­не. Про­ект П. П. раз­ра­бо­тан в 1280-х гг., ко­гда бы­ло ре­ше­но объ­е­ди­нить зда­ния та­мож­ни, мо­нет­но­го дво­ра и по­ме­ще­ния гор. со­ве­та. Строи­тель­ст­во центр. объ­ё­ма – 1297 или 1298–1304 (под рук. мас­те­ра Кон­те ди Рин­фре­до, с 1299 мас­те­ра Джо­ван­ни); бо­ко­вые кры­лья воз­во­ди­лись ме­ж­ду 1307–10 (в 1680 над­стро­ен ещё этаж, арх. Дж. Б. Пик­ко­ло­ми­ни), в 1325–30 при­строе­на ре­зи­ден­ция поде­стá с ле­вой сто­ро­ны зда­ния. В 1325–48 по­строе­на баш­ня Тор­ре-дель-Манд­жа (под рук. Аго­сти­но ди Джо­ван­ни, Муч­чо и Фран­че­ско ди Ри­наль­до, ко­ло­коль­ню в верх­ней час­ти спро­ек­ти­ро­вал худ. Лип­по Мем­ми). В 1352–54 в ос­но­ва­нии баш­ни по­строе­на Ка­пел­ла ди-Пьяц­ца (в 1468–70 до­бав­лен ре­нес­санс­ный ки­во­рий, арх. А. Фе­де­ри­ги). Гл. фа­сад, вы­хо­дя­щий на Пьяц­ца дель-Кам­по, име­ет во­гну­тые очер­та­ния, по­вто­ряю­щие фор­му пло­ща­ди. В об­ли­ке фа­са­да с ниж­ним ка­мен­ным и кир­пич­ны­ми верх­ни­ми эта­жа­ми, увен­чан­ны­ми зуб­ца­ми и про­ре­зан­ны­ми 3-ча­ст­ны­ми ок­на­ми стрель­ча­тых очер­та­ний, пре­об­ла­да­ют го­тич. чер­ты.

В ин­терь­е­ре со­хра­ни­лись рос­пи­си разл. пе­рио­дов, лишь от­час­ти до­нёс­шие не­ко­гда су­ще­ст­во­вав­шую слож­ную ико­но­гра­фич. про­грам­му, вклю­чав­шую ре­ли­ги­оз­ные, ис­то­рич., ал­ле­го­рич. и др. сю­же­ты, от­ра­жаю­щие ком­му­наль­ное са­мо­соз­на­ние го­ро­да. От эпо­хи Про­то­ре­нес­сан­са со­хра­ни­лись фре­ски «Ма­эстá» С. Мар­ти­ни (1315) в Са­ла-дель-Мап­па­мон­до, изо­бра­же­ния кон­доть­е­ра Гви­до­рич­чо да Фоль­я­но (ху­дож­ник тот же) и под­чи­нён­ных Сие­ной кре­по­стей Мон­те­мас­си и Сас­со­фор­те (1330-е гг.), так­же Ар­чи­дос­со и Кас­тель-дель-Пья­но. В За­ле Де­вя­ти (За­ле Ми­ра) – Ал­ле­го­рии Доб­ро­го и Дур­но­го прав­ле­ний и их по­след­ст­вия (Вой­ны и Ми­ра, 1338–40, худ. А. Ло­рен­цет­ти). От эпо­хи Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния со­хра­ни­лись отд. фи­гу­ры и сце­ны Спи­нел­ло Аре­ти­но и Пар­ри Спи­нел­ли, Са­но ди Пьет­ро, Век­кь­ет­ты, Джо­ван­ни ди Кри­сто­фа­но Ги­ни, Фран­че­ско ди Ан­д­реа, До­ме­ни­ко ди Бар­то­ло и др. ху­дож­ни­ков. От эпо­хи мань­е­риз­ма со­хра­ни­лись рос­пи­си Со­до­мы, Д. Бек­ка­фу­ми (1529–1535, по­то­лок в Са­ла-дель-Кон­чи­сто­ро). В кон. 16–17 вв. в П. П. ра­бо­та­ли ху­дож­ни­ки Вен­ту­ра Са­лим­бе­ни, Р. и Дж. Ма­нет­ти, В. Рус­ти­чи, Ф. Ван­ни. Ны­не в П. П. раз­ме­ща­ют­ся мэ­рия и Гор. ад­ми­ни­ст­ра­ция, Гор. му­зей (Museo Civico, от­крыт в 1930, про­из­ве­де­ния мас­те­ров си­ен­ской шко­лы) и Гор. те­атр «Те­ат­ро деи Рин­но­ва­ти».

Лит.: Nevola F. Siena: constructing the Re­naissance city. L., 2007; Sguardi sul Palaz­zo... / A cura di M. Civai, M. Zondadari. Siena, 2011.

Вернуться к началу