Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНТЕО́Н

Фото П. С. Павлинова Пантеон в Париже. 1757–90. Архитектор Ж. Ж. Суфло.

ПАНТЕО́Н (лат. Pantheon, от греч. Πάνθειον), ан­тич­ное свя­ти­ли­ще всех бо­гов. Са­мое из­вест­ное и наи­бо­лее со­хра­нив­шее­ся со­ору­же­ние это­го ти­па – П. в Ри­ме [воз­ве­дён ок. 118 – ок. 125 н. э. имп. Ад­риа­ном на мес­те од­но­им. по­строй­ки 27 до н. э.; ос­вя­щён в 609 как ц. Сан­та-Ма­рия-ад-Мар­ти­рес (Сан­та-Ма­рия-Ро­тон­да); см. илл. в ст. Ар­хи­тек­ту­ра], ку­поль­ная ро­тон­да с пор­ти­ком (2 ря­да ко­лонн ко­ринф­ско­го ор­де­ра). Вы­стро­ен из бе­то­на с ис­поль­зо­ва­ни­ем кир­пич­но­го кар­ка­са; рас­стоя­ние от по­ла до цен­тра кес­со­ни­ро­ван­но­го ку­по­ла (c круг­лым ок­ном-оку­лю­сом в цен­тре) рав­но диа­мет­ру ос­но­ва­ния ку­по­ла (43,3 м). На­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния рим. П. слу­жил усы­паль­ни­цей вы­даю­щих­ся лю­дей Ита­лии (Ра­фа­эля, Ан­ни­ба­ле Кар­рач­чи, ко­ро­ля Вик­то­ра Эм­ма­нуи­ла II и др.), по­это­му сло­вом «П.» обо­зна­ча­ют­ся по­доб­ные нац. мав­зо­леи в др. стра­нах. Наи­бо­лее из­вест­ный из них – П. в Па­ри­же (по­стро­ен в сти­ле клас­си­циз­ма в 1757–90 как ц. Св. Же­невь­е­вы, арх. Ж. Ж. Суф­ло; с 1791 ис­поль­зу­ет­ся как свет­ское со­оруже­ние; здесь по­хо­ро­не­ны Воль­тер, Ж. Ж. Рус­со, В. Гю­го, Э. Зо­ля, П. Кю­ри, М. Скло­дов­ская-Кю­ри и др.). П. как ар­хит. тип (цен­трич. со­ору­же­ние с боль­шим ку­по­лом и пор­ти­ком) по­слу­жил об­раз­цом для мн. по­стро­ек Но­во­го вре­ме­ни.

Лит.: MacDonald W. L. The Pantheon: design, meaning, and progeny. Camb. (Mass.), 1976; Sperling G. Das Pantheon in Rom: Abbild und Mass des Kosmos. Neuried, 1997; Lebeurre A. The Pantheon: temple of the nation. P., 2000; Heene G. Baustelle Pantheon. 2. Aufl. Düssel­dorf, 2008; The Pantheon in Rome. Z., 2009.

Вернуться к началу