Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСЕ́Р

Авторы: И. С. Филиппов (история). 

ОСЕ́Р, Ок­сер (Auxerre), го­род в центр. час­ти Фран­ции, ре­ги­он Бур­гун­дия, адм. центр деп-та Йон­на. Нас. ок. 45 тыс. чел. (2013), с при­го­ро­да­ми ок. 90 тыс. чел. Рас­по­ло­жен на р. Йон­на, в 170 км к юго-вос­то­ку от Па­ри­жа. Ско­ро­ст­ной ав­то­ма­ги­ст­ра­лью свя­зан с Па­ри­жем и Лио­ном; ав­то­мо­биль­ное со­об­ще­ние с го­ро­да­ми Ди­жон, Ша­лон-сюр-Сон, Ор­ле­ан и др. Ж.-д. стан­ция; в 20 км от О. про­хо­дит вы­со­ко­ско­ро­ст­ная (сеть TGV) ж.-д. ли­ния Па­риж – Ли­он. К се­ве­ро-за­па­ду от го­ро­да – аэ­ро­дром Осер – Бранш.

Ос­но­ван рим­ля­на­ми в 1 в. до н. э. как Ау­тес­сио­до­рум (Autessiodorum) или Ау­тис­сио­ду­рум (Autissiodurum) на тер­ри­то­рии кельт. пле­ме­ни се­но­нов. В эпо­ху Прин­ци­па­та вхо­дил в Лу­гдун­скую пров., по­сле её раз­де­ла, в эпо­ху До­ми­на­та, – в 4-ю Лу­гдун­скую пров. Со­глас­но цер­ков­ной тра­ди­ции, хри­сти­ан­ская об­щи­на О. воз­ник­ла во 2-й пол. 3 в. н. э., до­ку­мен­таль­ные сви­де­тель­ст­ва о епи­ско­пе от­но­сят­ся к 343–346. В 418–448 епи­ско­пом О. был Гер­ман Осер­ский (ум. 448), один из са­мых ав­то­ри­тет­ных ие­рар­хов Церк­ви. В 451 О. раз­гром­лен гун­на­ми, в 486 за­воё­ван фран­ка­ми. Вхо­дил в со­став ко­ро­лев­ст­ва Бур­гун­дия (см. в ст. Бур­гун­дия), с 6 в. центр од­но­им. граф­ст­ва. В 715–735 гл. го­род ав­то­ном­но­го цер­ков­но­го кня­же­ст­ва; епи­скоп­ст­во О. бы­ло ли­ше­но зна­чит. час­ти сво­их вла­де­ний и бо­гатств Кар­лом Мар­тел­лом. В 771 гра­фом О. стал Эр­ме­но; его по­том­ки управ­ля­ли граф­ст­вом до 841. В 9–10 вв. О. – один из важ­ней­ших цен­тров об­ра­зо­ва­ния в им­пе­рии Ка­ро­лин­гов. В 859 пе­ре­дан вме­сте с граф­ст­вом в дер­жа­ние Кон­ра­ду II Бур­гунд­ско­му (ум. ок. 876). В 911 вы­дер­жал оса­ду нор­ман­нов. С 954 вла­дение Ка­пе­тин­гов. В 1023 унич­то­жен по­жа­ром. В 1028 в ка­че­ст­ве при­да­но­го до­че­ри франц. ко­ро­ля Ро­бер­та II Бла­го­чес­ти­во­го (996–1031) ото­шёл гра­фу Ре­но I Не­вер­ско­му (1028–40); вплоть до 1262 О. на­хо­дил­ся в ру­ках гра­фов Не­ве­ра из до­ма Мон­со. В 1166–1193 воз­ве­де­ны ук­ре­п­ле­ния. В 1188 го­ро­жа­не О. по­лу­чи­ли пер­вые воль­но­сти, в 1223 – ог­ра­ни­чен­ное са­мо­управ­ле­ние. Вплоть до кон. 18 в. го­род управ­лял­ся 12 из­би­рае­мы­ми ма­ги­ст­ра­та­ми, с 1561 так­же мэ­ром. В го­ро­де бы­ли раз­ви­ты сук­но­де­лие, ка­мен­ное де­ло, ху­дож. ре­мёс­ла; од­ним из са­мых влия­тель­ных в Ев­ро­пе ста­ло аб­бат­ст­во Св. Гер­ма­на, при­вле­кав­шее мно­го па­лом­ни­ков. В 1266 по­стро­ен мост че­рез р. Йон­на. С 1268 под управ­ле­ни­ем гра­фов Ша­лон­ской ди­на­стии. В хо­де Сто­лет­ней вой­ны 1337–1453, в 1359, раз­граб­лен англ. вой­ска­ми. В 1370 про­дан франц. ко­ро­не, стал цен­тром баль­я­жа. По Ар­рас­ско­му ми­ру 1435 ото­шёл к Бур­гун­дии. Окон­ча­тель­но при­сое­ди­нён к ко­ро­лев­ско­му до­ме­ну в 1477. В 1567 за­хва­чен гу­ге­но­та­ми (по­стра­да­ли не­ко­то­рые цер­ков­ные зда­ния), в 1568 ос­во­бо­ж­дён. В ран­нее Но­вое вре­мя О. ос­та­вал­ся пре­ж­де все­го цер­ков­ным цен­тром; из ре­мё­сел, по­ми­мо сук­но­де­лия, по­лу­чи­ла раз­ви­тие пе­ре­ра­бот­ка с.-х. про­дук­ции. Во вре­мя Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. стал гл. го­ро­дом деп-та Йон­на, об­ра­зо­ван­но­го из смеж­ных рай­онов про­вин­ций Бур­гун­дия, Ор­леа­не и Шам­пань (4.3.1790). Вес­ной 1814 на по­след­нем эта­пе на­по­ле­о­нов­ских войн неск. раз пе­ре­хо­дил из рук в ру­ки; 6.4.1814 ок­ку­пи­ро­ван ав­ст­рий­ца­ми. По­сле «Ста дней» за­нят ба­вар­ски­ми вой­ска­ми. В 19 в. важ­ный центр тор­гов­ли с.-х. про­дук­ци­ей, сплав­ляв­шей­ся по Йон­не и Се­не в Па­риж и Ру­ан. В 1855 че­рез Ла-Рош-сюр-Йон со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Па­ри­жем и Лио­ном, в 1870 – с Клам­си, в 1885 – с Жьен. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны, 15.6.1940, за­нят нем. вой­ска­ми, ос­во­бо­ж­дён 24.8.1944.

Осер. Собор Святого Стефана. 13–16 вв.

Рас­по­ло­жен­ный на ле­вом бе­ре­гу р. Йон­на ис­то­рич. центр О. со­хра­нил ср.-век. не­ре­гу­ляр­ную пла­ни­ров­ку с уз­ки­ми из­ви­ли­сты­ми ули­ца­ми, со­бор­ной и тор­го­вой пло­ща­дя­ми. Од­на из гл. гор. до­ми­нант – го­тич. со­бор Св. Сте­фа­на (13–16 вв.; 3-не­фная крип­та – 1023–35 с фре­ска­ми сер. 12 и кон. 13 вв., в т. ч. с изо­бра­же­ни­ем Хри­ста на ко­не; хор – 1215–45; зап. фа­сад со скульп­тур­ным де­ко­ром 13 в., сев. баш­ня за­вер­ше­на в 1543; вит­ра­жи 13–16 вв.; скульп­ту­ра пор­та­ла и ро­за сев. фа­са­да тран­сеп­та – 1528), ря­дом с ним – зда­ние б-ки ка­пи­ту­ла (13 в.). К се­ве­ру от со­бо­ра – ан­самбль быв. бе­не­дик­тин­ско­го аб­бат­ства Сен-Жер­мен (ос­но­ва­но св. Гер­ма­ном Осер­ским в 5 в.): цер­ковь [9 в. (пе­ре­строе­на в 1277 – 15 в.), крип­та – сер. 9 в., фре­ски со сце­на­ми из жиз­ни Св. Сте­фа­на (840–850-е гг., от­кры­ты в 1927), ро­ман­ская ко­ло­коль­ня 12 в. с ка­мен­ным шпи­лем], клу­атр (ар­ка­да пе­ре­строе­на в 18 в., арх. Ж. Ж. Суф­ло) и др. по­строй­ки (дом ка­пи­ту­ла 12 в.; ре­зи­ден­ция аб­ба­та нач. 18 в.), в ко­то­рых ны­не раз­ме­ща­ет­ся му­зей (ар­хео­ло­гич. со­б­ра­ние, ис­то­рия аб­бат­ст­ва). Сре­ди др. па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры: ро­ма­но-го­тич. ц. Св. Ев­се­вия (ос­но­ва­на в 7 в., баш­ня 12 в., неф 12–15 вв., ре­нес­санс­ный хор – 1530, вит­ра­жи 16–17 вв.), крип­та ц. Св. Амат­ра Осер­ско­го (12 в.), ча­сов­ни Св. Ма­рии Ма­гда­ли­ны (12 в.) и Свя­тых Кли­мен­та и Ми­хаи­ла (12–13 вв., на ос­но­ва­нии ц. Св. Кли­мен­та 9 в.), мост П. Бе­ра (или Ста­рый; 1226), ча­со­вая баш­ня (1483; ча­сы 17 в.), дво­рец епи­ско­па (16 в., сев. часть – ок. 1130), ц. Св. Пе­ре­гри­на Осер­ско­го (16 в., на мес­те церк­ви 303; крип­та 6 в.), позд­не­го­тич. ц. Сен-Пьер-ан-Вал­ле (1536–1672; юж. ко­ло­коль­ня – 1536–57, фа­сад – 1630–1658), Дво­рец пра­во­су­дия (1622, рас­ши­рен в 1868), Ра­ту­ша (1735). На зап. ок­раи­не – ме­четь Ха­дид­жа (2007). Па­мят­ник П. Бе­ру (1889). Му­зей П. Леб­ла­на-Дю­вер­нуа (со­б­ра­ние ке­ра­ми­ки, го­бе­ле­нов из Бо­ве).

Ос­но­ва эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг; важ­ное зна­че­ние име­ют ту­ри­стич. биз­нес, ор­га­ни­за­ция куль­тур­ных, спор­тив­ных и др. мас­со­вых ме­ро­прия­тий. В ок­ре­ст­но­стях – ви­но­гра­дар­ст­во и ви­но­де­лие (в 15 км от вос­то­ку от О. – г. Шаб­ли, один из гл. франц. цен­тров про­из-ва бе­ло­го су­хо­го ви­на «Шаб­ли»).

В 7 км к югу от О., в с. Эс­ко­лив-Сент-Ка­миль, – руи­ны гал­ло-рим. по­стро­ек 1–5 вв. н. э. (тер­мы, храм, вил­ла), ос­тат­ки клад­би­ща ме­ро­винг­ско­го вре­ме­ни, ро­ман­ская ц. Сен-Пьер (11–12 вв.), Ар­хео­ло­гич. му­зей.

Лит.: Louis R. Autessiodurum Christianum. P., 1952; Pineaux D. Architecture civile et urbanisme à Auxerre (1800–1914). Auxerre, 1978; Histoire d’Auxerre: des origines à nos jours. Roanne, 1984; Auxerre. Documents d’eva­lua­tion du patrimoine archéologique des villes de France. Tours, 1998. № 16; Sapin C. Peindre à Auxerre au Moyen Âge. IXe–XIVe siècles. Auxerre; P., 1999; Les prémices de l’art roman en Bourgogne: d’Auxerre à Clu­ny... Auxerre, 1999; Les gestes des évêques d’Auxerre. P., 2002–2009. Vol. 1–3; Deflou-Le­ca N. Saint-Germain d’Auxerre et ses dépen­dances (Ve–XIIIe siècle). Saint-Etienne, 2010; Saint-Etienne d’Auxerre: la seconde vie d’une cathédrale. P., 2011. 

Вернуться к началу