Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́БЩЕСТВО ПООЩРЕ́НИЯ ХУДО́ЖЕСТВ

Фото П. С. Павлинова Здание Общества поощрения художеств в С.-Петербурге (1870–1930). Фото 2012.

О́БЩЕСТВО ПООЩРЕ́НИЯ ХУДО́ЖЕСТВ (ОПХ; до 1882 Об-во по­ощ­ре­ния ху­дож­ни­ков; в 1882–1917 Им­пе­ра­тор­ское; в 1917–29 Все­рос­сий­ское), рос. об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция, Об-во воз­ник­ло в 1820 в С.-Пе­тер­бур­ге по ини­циа­ти­ве кн. И. А. Га­га­ри­на (из ро­да Га­га­ри­ных), статс-сек­ре­та­ря П. А. Ки­ки­на, ху­дож­ни­ков-лю­би­те­лей – под­полк. А. И. Дмит­рие­ва-Ма­мо­но­ва (из ро­да Дмит­рие­вых-Ма­мо­но­вых) и фли­гель-адъ­ю­тан­та Л. И. Ки­ля; ста­ви­ло сво­ей це­лью «по­мо­гать ху­дож­ни­кам, ока­зы­ваю­щим да­ро­ва­ние, и спо­соб­ст­во­вать к рас­про­стра­не­нию всех изящ­ных ис­кусств… по­лез­ны­ми из­да­ния­ми ста­рать­ся уго­ж­дать пуб­ли­ке». Пер­во­на­чаль­но чле­на­ми ОПХ бы­ли в осн. ме­це­на­ты, про­све­щён­ные ари­сто­кра­ты и лю­би­те­ли иск-ва [в т. ч. гос. дея­те­ли – гра­фы В. П. Ко­чу­бей, И. Ф. Пас­ке­вич, П. Н. Иг­нать­ев, М. С. Во­рон­цов, С. С. Ува­ров, А. Х. Бен­кен­дорф, А. Г. Ку­ше­лев-Без­бо­род­ко, В. А. Му­син-Пуш­кин (из ро­да Му­си­ных-Пуш­ки­ных)], так­же пи­са­те­ли, ху­дож­ни­ки, му­зы­кан­ты и ху­дож. кри­ти­ки [В. А. Жу­ков­ский, кн. В. Ф. Одо­ев­ский, гр. М. Ю. Ви­ель­горский (см. Ви­ель­гор­ские), А. Г. Вар­нек, кн. Г. Г. Га­га­рин, гр. Ф. П. Тол­стой и др.]. Пер­вый ус­тав об-ва ут­вер­ждён имп. Ни­ко­ла­ем I в 1833; оно на­хо­ди­лось под по­кро­ви­тель­ст­вом имп. дво­ра и по­лу­ча­ло еже­год­ные де­неж­ные суб­си­дии. Пред­се­да­те­ля­ми к-та ОПХ со­стоя­ли: Ки­кин (до 1834), гр. В. В. Му­син-Пуш­кин-Брюс (см. в ст. Брю­сы; 1835–36), К. А. На­рыш­кин (из ро­да На­рыш­ки­ных; 1836–38), гр. П. И. Ку­тай­сов (1838–39); чле­ны имп. фа­ми­лии (с 1840) – гер­цог М. Лейх­тен­берг­ский (из ро­да Лейх­тен­берг­ских; 1840–51), его суп­ру­га вел. кн. Ма­рия Ни­ко­ла­ев­на (1851–75), их дочь прин­цес­са Е. М. Оль­ден­бург­ская (1878–1914; в 1915–17 поч. пред.), вел. кн. Пётр Ни­ко­лае­вич (1915–17). Сек­ре­та­ря­ми к-та бы­ли Ф. Ф. Шу­берт (1820–33), В. И. Гри­го­ро­вич (1833–42), гр. Н. И. Му­син-Пуш­кин (1853–56), Ф. Ф. Львов (1856–64), Д. В. Гри­го­ро­вич (1864–84), Н. П. Соб­ко (1884–1900), Н. К. Ре­рих (1901–06), В. И. За­ру­бин (1906–17).

По за­ка­зу ОПХ вы­пус­ка­лись ли­то­гра­фич. се­рии и аль­бо­мы («Ви­ды С.-Пе­тер­бур­га и его ок­ре­ст­но­стей», 1821–26; «Порт­ре­ты зна­ме­ни­тых рос­си­ян», 1821; «Сце­ны из рус­ско­го на­род­но­го бы­та», 1852, и др.), к ра­бо­те над ко­то­ры­ми при­вле­ка­лись из­вест­ные мас­те­ра – К. П. Бег­гров, К. П. Брюл­лов, С. Ф. Га­лак­тио­нов, И. С. Щед­ров­ский; А. Г. Ве­не­циа­нов и его уче­ни­ки ис­пол­ня­ли став­шие по­пу­ляр­ны­ми хро­мо­ли­то­гра­фии, ко­то­рые про­да­ва­лись в ма­га­зи­не об-ва на Нев­ском просп. Из­да­ва­лись так­же учеб­ные по­со­бия и ат­ла­сы для на­чи­наю­щих жи­во­пис­цев. С 1823 ОПХ из­да­ва­ло «Жур­нал изящ­ных ис­кусств» (под ред. В. И. Гри­го­ро­ви­ча), в 1836–40 – «Ху­до­же­ст­вен­ную га­зе­ту» (под ред. Н. В. Ку­коль­ни­ка). Оно ока­зы­ва­ло ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку мн. уче­ни­кам пе­терб. АХ; за­гра­нич­ны­ми пен­сио­не­ра­ми об-ва бы­ли А. П. Брюл­лов, К. П. Брюл­лов, А. А. Ива­нов, К. А. Тру­тов­ский, Г. Г. Чер­не­цов, Н. Г. Чер­не­цов и др. С 1826 об-во ор­га­ни­зо­вы­ва­ло вы­став­ки-про­да­жи ху­дож. про­из­ве­де­ний, с 1837 – ху­дож. ло­те­реи и аук­цио­ны, с 1860 – еже­год­ные кон­кур­сы мо­ло­дых ху­дож­ни­ков с при­су­ж­де­ни­ем имен­ных де­неж­ных пре­мий (сре­ди пер­вых на­гра­ж­дён­ных – В. Г. Пе­ров, Л. Л. Ка­ме­нев, И. И. Шиш­кин, М. К. Клодт, Ф. А. Ва­силь­ев, А. К. Сав­ра­сов, И. Е. Ре­пин, В. Е. Ма­ков­ский).

По­сле ут­вер­жде­ния но­во­го ус­та­ва ОПХ (1857), по­ми­мо дей­ст­вит. чле­нов (ок. 140; в т. ч. гр. С. Ю. Вит­те, П. М. Треть­я­ков, ба­рон А. Л. Штиг­лиц, П. П. Гне­дич, Н. П. Кон­да­ков, Д. А. Ро­вин­ский, В. В. Ста­сов), в не­го во­шли св. 600 чле­нов-со­уча­ст­ни­ков, сре­ди них – из­вест­ные ху­дож­ни­ки, ар­хи­тек­то­ры и ме­це­на­ты (И. К. Ай­ва­зов­ский, Аль­берт Н. Бе­нуа, Н. Л. Бе­нуа, А. П. Бо­го­лю­бов, А. П. Брюл­лов, Б. П. Вил­ле­валь­де, Н. Н. Ге, М. Зи­чи, Ф. И. Иор­дан, Н. Н. Ка­ра­зин, П. К. Клодт, А. И. Ку­инд­жи, Л. Ф. Ла­го­рио, М. О. Ми­ке­шин, кн. М. К. Те­ни­ше­ва, бр. Чер­не­цо­вы, А. И. Шта­кен­ш­ней­дер). В 1857 в ве­де­ние ОПХ пе­ре­шла ос­но­ван­ная в 1839 С.-Пе­терб. ри­со­валь­ная шко­ла для воль­но­при­хо­дя­щих, бы­ли от­кры­ты но­вые спе­циа­ли­зир. клас­сы, рас­ши­рен пре­по­да­ва­тель­ский со­став (сре­ди учи­те­лей – А. И. Кор­зу­хин, И. Н. Крам­ской, Э. К. Лип­гарт, Н. С. Са­мо­киш, А. И. Тво­рож­ни­ков); в 1889 ор­га­ни­зо­ва­ны пер­вые при­го­род­ные от­де­ле­ния шко­лы для де­тей фаб­рич­но-за­вод­ских ра­бо­чих; с 1888 для вы­пу­ск­ни­ков вве­де­ны пен­сио­нер­ские по­езд­ки по Рос­сии, с 1901 – за­гра­нич­ные (еже­год­но для двух вы­пуск­ни­ков). Ра­ди­каль­ная ре­фор­ма Ри­со­валь­ной шко­лы свя­за­на с ди­рек­тор­ст­вом Н. К. Ре­ри­ха (1906–18), ко­гда уси­ли­лось пре­по­да­ва­ние об­ще­об­ра­зо­ват. пред­ме­тов (в т. ч. ис­то­рии иск-ва), бы­ли соз­да­ны ху­дож.-пром. мас­тер­ские (ру­ко­дель­ная, ткац­кая, ико­но­пис­ная, ке­ра­ми­че­ская, жи­во­пи­си по фар­фо­ру, че­кан­ки и др.). В это вре­мя чис­ло уче­ни­ков шко­лы и её от­де­ле­ний дос­тиг­ло ок. 2 тыс.; к пре­по­да­ва­нию бы­ли при­вле­че­ны И. Я. Би­ли­бин, С. К. Ма­ков­ский, В. В. Ма­тэ, А. А. Ры­лов, Н. П. Хи­мо­на, В. А. Щу­ко и др. В 1870 при ОПХ ор­га­ни­зо­ван Ху­дож.-пром. му­зей (пер­вый ди­рек­тор – Д. В. Гри­го­ро­вич, за­тем М. П. Бот­кин, П. П. Гне­дич, С. П. Яре­мич). Под эги­дой ОПХ из­да­ва­лись жур­на­лы «Ис­кус­ст­во и ху­до­же­ст­вен­ная про­мыш­лен­ность» (1898–1902, под ред. Н. П. Соб­ко) и «Ху­до­же­ст­вен­ные со­кро­ви­ща Рос­сии» (1901–07, под ред. А. Н. Бе­нуа, с 1903 – А. В. Пра­хо­ва).

В мар­те – апр. 1917 на экс­трен­ном об­щем со­б­ра­нии об-во пе­ре­име­но­ва­но во Все­рос. ОПХ и из­бран но­вый к-т во гла­ве с ви­це-пред. Л. Ф. Ла­го­рио [пред­се­да­те­ли – П. П. Гне­дич (1918–19), П. И. Не­ра­дов­ский (1919–28) и Н. А. Сер­ге­ев (с мая 1928)]. Но­вый ус­тав ОПХ (1919) под­твер­дил не­из­мен­ность за­дач об-ва («со­дей­ст­во­вать про­цве­та­нию ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва в Рос­сии»); од­на из глав­ных за­дач – со­хра­не­ние Ри­со­валь­ной шко­лы и пре­об­ра­зо­ва­ние её под рук. Н. К. Ре­ри­ха в Сво­бод­ную ака­де­мию. Од­на­ко в 1918 по рас­по­ря­же­нию Сов­нар­ко­ма де­неж­ные фон­ды ОПХ бы­ли ан­ну­ли­ро­ва­ны, Ри­со­валь­ная шко­ла пе­ре­да­на в ве­де­ние от­де­ла ИЗО Нар­ком­про­са и пре­вра­ще­на в ху­дож.-пром. мас­тер­ские. ОПХ про­дол­жа­ло уст­раи­вать аук­цио­ны ху­дож. про­из­ве­де­ний; осо­бо цен­ные при­об­ре­та­лись для без­воз­мезд­ной пе­ре­да­чи в Эр­ми­таж, ГРМ и др. му­зеи. С 1924 об-во на­хо­ди­лось в ве­де­нии Рос. ака­де­мии ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры; в том же го­ду в фонд ака­де­мии пе­ре­дан му­зей ОПХ (в 1929 его со­б­ра­ние ра­зо­шлось по разл. му­зе­ям). В 1930 ОПХ уп­разд­не­но как «не­со­от­вет­ст­вую­щее ду­ху вре­ме­ни».

Лит.: Гри­го­ро­вич ДВ. Ри­со­валь­ная шко­ла и Ху­до­же­ст­вен­но-про­мыш­лен­ный му­зей в Пе­тер­бур­ге. СПб., 1870; Соб­ко НП. Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк Об­ще­ст­ва по­ощ­ре­ния ху­до­жеств. 1820–1890. СПб., 1890; Ма­ка­рен­ко НЕ. Шко­ла Им­пе­ра­тор­ско­го Об­ще­ст­ва по­ощ­ре­ния ху­до­жеств. 1839–1914. П., 1914; Стол­пян­ский ПН. Ста­рый Пе­тер­бург и Об­ще­ст­во по­ощ­ре­ния ху­до­жеств. Л., 1928; Се­ве­рю­хин ДЯ., Лей­кинд ОЛ. Зо­ло­той век ху­до­же­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний в Рос­сии и СССР (1820–1932). СПб., 1992.

Вернуться к началу