Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́ВОЕ О́БЩЕСТВО ЖИВОПИ́СЦЕВ

Авторы: С. М. Грачёва
Новое общество живописцев. А. М. Нюренберг. «Мечеть с мужской фигурой». 1923.

НО́ВОЕ О́БЩЕСТВО ЖИВОПИ́СЦЕВ (НОЖ), объ­е­ди­не­ние моск. ху­дож­ни­ков (1921–24). В 1922 со­стоя­лась един­ст­вен­ная вы­став­ка НОЖ в Центр. до­ме ра­бот­ни­ков про­све­ще­ния в Мо­ск­ве, в ко­то­рой уча­ст­во­ва­ли С. Я. Ад­ли­ван­кин, А. М. Глу­скин, А. М. Ню­рен­берг, М. С. Пе­руц­кий, Н. Н. По­пов и Г. Г. Ряж­ский. На ней бы­ли пред­став­ле­ны 72 ра­бо­ты (пей­за­жи, порт­ре­ты, бы­то­вой жанр); вы­став­ку со­про­во­ж­да­ли ма­ни­фест и дис­пут «Пер­вый удар НОЖа», на­прав­лен­ные про­тив кон­ст­рук­ти­виз­ма, про­из­вод­ст­вен­ни­че­ст­ва и край­но­стей аван­гар­да. В ка­та­ло­ге вы­став­ки бы­ла опуб­ли­ко­ва­на про­грам­ма-плат­фор­ма «Наш путь», в ко­то­рой зву­ча­ли при­зы­вы «бо­роть­ся за на­стоя­щую жи­во­пись», стре­мить­ся «об­рес­ти на­стоя­щее ис­кус­ст­во, уви­деть дол­го­ждан­ный, ра­до­ст­ный и пол­но­кров­ный его лик (са­мый тя­жё­лый, тер­ни­стый путь)». Ав­то­ры го­во­ри­ли о воз­ро­ж­де­нии пред­мет­ной жи­во­пи­си и пи­са­ли, что по­ни­ма­ют реа­лизм «не как без­лич­ное, про­то­коль­ное изо­бра­же­ние жиз­ни, а как твор­че­скую её пе­ре­оцен­ку»; по их убе­ж­де­нию, они ис­хо­ди­ли не из к.-л. жи­во­пис­ных или со­ци­аль­но-эко­но­мич. тео­рий, а из сво­его ху­дож. чув­ст­ва, на­зы­вая се­бя пио­не­ра­ми «не­ви­дан­но­го воз­ро­ж­де­ния в рус. жи­во­пи­си» и под­чёр­ки­вая стан­ковость сво­их про­из­ве­де­ний. Не­ко­то­рые по­ло­же­ния этих дек­ла­ра­ций ста­ли яв­ным про­дол­же­ни­ем иск-ва 1910-х гг., в ча­ст­но­сти жи­во­пи­си ху­дож­ни­ков объ­еди­не­ния «Буб­но­вый ва­лет», но бы­ли ли­ше­ны буб­но­во­ва­лет­ской яр­ма­роч­но­сти, те­ат­раль­но­сти, экс­прес­сив­но­сти, мно­го­кра­соч­но­сти. По мне­нию Я. А. Ту­генд­хольда­, «ху­дож­ни­ки хо­те­ли най­ти "при­ми­тив­ную" тра­ди­цию, по­нят­ную мас­сам». Об­ра­ще­ние к не­оп­ри­ми­ти­виз­му, гор. фольк­ло­ру (лу­боч­ные кар­тин­ки, вы­вес­ки, под­но­сы) со­че­та­лось у мас­те­ров НОЖ с пост­им­прес­сио­ни­стич. ис­ка­ния­ми. Ху­дож­ни­ки де­мон­ст­ри­ру­ют про­сто­ду­шие и не­по­сред­ст­вен­ность взгля­да на мир, са­мо­иро­нию, рас­смат­ри­вая реа­лии со­вре­мен­но­го им бы­та, изо­бра­жая ха­рак­тер­ные гор. ти­па­жи вре­ме­ни НЭПа; их жи­во­пись от­ли­ча­ет­ся ка­мер­но­стью и да­же ли­рич­но­стью. В даль­ней­шем ка­ж­дый из уча­ст­ни­ков груп­пы по­шёл сво­ей до­ро­гой в иск-ве, в ча­ст­но­сти в 1924 б. ч. чле­нов НОЖ пе­ре­шла в об-во «Бы­тие».

Лит.: [Ту­генд­хольд Я.]. Бег на мес­те // Рус­ское ис­кус­ст­во. 1923. № 1; Бер­ман Б. З. О вы­став­ке Но­во­го об­ще­ст­ва жи­во­пис­цев // Со­вет­ское ис­кус­ст­во­зна­ние – 79. М., 1980. Вып. 1; Жи­во­пись 1920–1930. [Кат.]. М., 1988; Се­ве­рю­хин Д. Я., Лей­кинд О. Л. Зо­ло­той век ху­до­же­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний в Рос­сии и СССР (1820–1932). СПб., 1992.

Вернуться к началу