Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́ВИКОВ

Авторы: А. В. Мартовицкая
Фото А. И. Нагаева Ф. А. Новиков (совместно с архитекторами В. С. Кубасовым, В. С. Егеревым, Б. В. Палуем, И. А. Покровским, М. Н. Хажакяном и инженером Ю. И. Ионовым). Московский городской дворец пионеров и школьников....

НО́ВИКОВ Фе­ликс Аро­но­вич (р. 3.8.1927, Ба­ку), рос. ар­хи­тек­тор, нар. ар­хи­тек­тор СССР (1991). В 1944–50 учил­ся в МАРХИ у Л. В. Ме­ле­ги, Л. Н. Пав­лова и И. Н. Со­бо­ле­ва. Ра­бо­тал в про­ект­ных мас­тер­ских Мос­гор­ис­пол­ко­ма (1950–80) и Гос­ко­мар­хи­тек­ту­ры (1980–1993). Б. ч. реа­ли­зо­ван­ных про­ек­тов Н. со­сре­до­то­че­на в Мо­ск­ве. Пер­вые по­строй­ки – в рус­ле сов. не­оклас­си­циз­ма (жи­лые до­ма на Се­мё­нов­ской на­бе­реж­ной, 1950–56, и на Гос­пи­таль­ной на­бе­реж­ной, 1951–55; стан­ция мет­ро «Крас­но­пре­снен­ская», 1951–54). По­сле из­ме­не­ния гос. сти­ле­вой по­ли­ти­ки в 1956 Н. об­ра­тил­ся к мо­дер­низ­му. Сре­ди пер­вых по­доб­ных по­стро­ек – ки­но­те­ат­ры «Про­гресс» (1958) и «Ле­нин­град» (1959). Один из ав­то­ров (совм. с ар­хи­тек­то­ра­ми В. С. Ку­ба­со­вым, В. С. Еге­ре­вым, Б. В. Па­лу­ем, И. А. По­кров­ским, М. Н. Ха­жа­кя­ном и инж. Ю. И. Ио­но­вым) про­ек­та Моск. гор. двор­ца пио­не­ров и школь­ни­ков: по­стро­ен­ный в 1962, этот объ­ект стал сим­во­лом пе­ре­мен в сов. зод­че­ст­ве. В Зе­ле­но­гра­де Н. воз­вёл На­уч. центр мик­ро­элек­тро­ни­ки (1962–69), 9-этаж­ный жи­лой дом «Флей­та» (1965–1970); ан­самбль Моск. ин-та элек­трон­ной тех­ни­ки (1966–71) от­ли­ча­ет кон­траст про­странств, про­ду­ман­ное рас­пре­де­ле­ние све­та и те­ни, круп­ный мас­штаб пла­стич. форм. В ком­плек­се по­соль­ст­ва СССР в Мав­ри­та­нии (в Ну­ак­шо­те; 1974–1977) пред­ста­ви­тель­ность гос. уч­ре­ж­де­ния со­еди­ни­лась со сво­бо­дой фор­мо­об­ра­зо­ва­ния и ис­поль­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов ме­ст­но­го зод­че­ст­ва. Не­осу­ще­ст­в­лён­ные про­ек­ты гл. ту­ри­стич. цен­тров Са­мар­кан­да и Бу­ха­ры (1980–83), рас­по­ло­жен­ных ря­дом с па­мят­ни­ка­ми ср.-век. ар­хи­тек­ту­ры Уз­бе­ки­ста­на, от­ли­ча­лись гар­мо­нич. вклю­че­ни­ем но­во­го в ис­то­рич. сре­ду, един­ст­вом мас­шта­ба, со­зву­чи­ем тра­диц. и совр. форм и де­та­лей. Это от­но­сит­ся так­же к кон­курс­но­му про­ек­ту гос­ти­ни­цы «Ру­ха­бад» в Са­мар­кан­де (1988, 1-я пр.). Ком­плекс До­ма куль­ту­ры в Че­бок­са­рах (1985–95) ин­те­ре­сен ори­ги­наль­ной диа­го­наль­ной ком­по­зи­цией, от­ве­чаю­щей осо­бен­но­стям его рас­по­ло­же­ния. По про­ек­ту Н. ве­лось строи­тель­ст­во адм. ком­плек­са на Тур­ге­нев­ской пл. в Мо­ск­ве (1995; ны­не зда­ние ЛУКОЙЛа; про­ект из­ме­нён, зда­ние пе­ре­строе­но). Ав­тор св. 200 ста­тей по про­бле­мам зод­че­ст­ва. С 1993 жи­вёт в США. Гос. пр. РСФСР (1967), Гос. пр. СССР (1975).

Соч.: Фор­му­ла ар­хи­тек­ту­ры. М., 1984; До­б­рый Ро­че­стер в шта­те Нью-Йорк. Ро­че­стер, 1997; Зод­чие и зод­че­ст­во. [М.], 2003; Ко­гда мы бы­ли мо­ло­ды. М., 2007; Де­ло жиз­ни. Ме­ж­ду де­лом. [М.], 2010. Т. 1–2; Со­вет­ский мо­дер­низм 1955–1985. М., 2011 (совм. с В. А. Бе­ло­го­лов­ским).

Вернуться к началу