Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИ́ССКИЙ

Авторы: М. Ф. Киселёв
Г. Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль». 1957. Третьяковская галерея (Москва).

НИ́ССКИЙ Ге­ор­гий Гри­горь­е­вич [8(21).1.1903, ст. Но­во­бе­ли­ца близ Го­ме­ля – 18.6.1987, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, нар. худ. РСФСР (1965), д. чл. АХ СССР (1958). Обу­чал­ся в ху­дож. сту­дии Губ­по­лит­прос­ве­та в Го­ме­ле (1919–21) у А. Я. Бы­хов­ско­го, за­тем во Вхуте­ма­се – Вху­теи­не в Мо­ск­ве (1923–30) у А. Д. Дре­ви­на и Р. Р. Фаль­ка. Уже в его ди­плом­ной ра­бо­те («Вос­ста­ние фран­цуз­ских мо­ря­ков в Одес­се», 1929, ГТГ), ис­пол­нен­ной под рук. Б. Уи­ца, за­мет­но влия­ние мас­те­ров Об­ще­ст­ва ху­дож­ни­ков-стан­ко­вис­тов (осо­бен­но А. А. Дей­не­ки), ко­то­рое оп­ре­де­ли­ло даль­ней­ший путь ху­дож­ни­ка. С 1932 ак­тив­но уча­ст­во­вал в ху­дож. жиз­ни Мо­сквы. Его ра­бо­ты «Осень. Се­ма­фо­ры» (1932, ГТГ), «На пу­тях» (1933, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Вол­го­град) – яр­кие при­ме­ры ин­ду­ст­ри­аль­но­го пей­за­жа, трак­то­ван­но­го ост­ро и вы­ра­зи­тель­но. В 1930-е гг. об­ра­тил­ся к ба­таль­ной ма­ри­не («Ма­нёв­ры Чер­но­мор­ско­го фло­та», 1937, Центр. му­зей Воо­ру­жён­ных Сил, Мо­ск­ва). К ба­таль­но­му жан­ру об­ра­щал­ся так­же во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны; ра­бо­тал в «Ок­нах ТАСС». Со 2-й пол. 1940-х гг. от­да­вал пред­поч­те­ние пей­за­жу («Бе­ло­рус­ский пей­заж», 1947, МГУ; «У бе­ре­гов Даль­не­го Вос­то­ка», 1950, КГ, Фео­до­сия). По­сте­пен­но в ху­дож. ма­не­ре Н. на­чал пре­об­ла­дать пре­дель­ный ла­ко­низм пла­стич. ре­ше­ния, цве­то­вые пят­на объ­е­ди­ни­лись в пло­ско­ст­ные зо­ны. Стрем­ле­ние со­хра­нить тра­ди­ции ОСТа и ув­ле­че­ние твор­че­ст­вом А. И. Ку­инд­жи ощу­ти­мы в кар­ти­нах 2-й пол. 1950-х гг. («Мо­ск­ва. Ночь 1941 года», 1958, Ху­дож. му­зей, Сим­фе­ро­поль; «Под­мос­ков­ная ро­ка­да», 1957, КГ, Львов; «Под­мос­ко­вье. Фев­раль», 1957, ГТГ; «Кол­хоз "За­го­рье"», 1959–60, ГРМ; «На­тюр­морт с вят­ской иг­руш­кой», 1965–66, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Биш­кек; так­же мно­го­числ. гуа­ши), ока­зав­ших влия­ние на ста­нов­ле­ние су­ро­во­го сти­ля. Ра­бо­тал так­же в об­ласти книж­ной ил­лю­ст­ра­ции («Цу­си­ма» А. С. Но­ви­ко­ва-При­боя, 1934–35) и мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (пан­но для фаб­ри­ки-кух­ни в Фи­лях, 1932, не сохр.). С 1967 по со­стоя­нию здо­ро­вья пре­кра­тил ра­бо­ту. На­гра­ж­дён брон­зо­вы­ми ме­да­ля­ми Все­мир­ных вы­ста­вок в Па­ри­же (1937) и Брюс­се­ле (1958). Гос. пр. СССР (1951).

Лит.: Ха­ла­мин­ский Ю. Я. Г. Г. Нис­ский. М., 1961; Ки­се­лев М. Ф. Г. Нис­ский. М., 1972; Бе­ло­гор­ло­ва Л. Ф. Г. Г. Нис­ский. Про­сто­ры Ро­ди­ны: [Аль­бом]. М., 1977.

Вернуться к началу