Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИРНЗЕ́Е

Авторы: А. В. Мартовицкая
Фото А. К. Дежурко Э. Р. Нирнзее. «Дом дешёвых квартир» («Дом Нирнзее») в Москве. 1912–13.

НИРНЗЕ́Е Эрнст Ри­шард (Эрнст Кар­ло­вич) [ок. 1860, Вар­ша­ва – 1918(?), Мо­ск­ва], рос. ар­хи­тек­тор, ин­же­нер-строи­тель. О пер­вых го­дах жиз­ни Н. прак­тиче­ски ни­че­го не из­вест­но, рав­но как и о его проф. об­ра­зо­ва­нии. В 1898 Н. пе­ре­ехал из Вар­ша­вы в Мо­ск­ву, в 1900 по­лу­чил сви­де­тель­ст­во Тех­ни­че­ско-стро­ит. к-та МВД на пра­во про­из-ва стро­ит. ра­бот, то­гда же от­крыл собств. ар­хит. мас­тер­скую; в Мо­ск­ве на­хо­дят­ся все его по­строй­ки (пре­им. до­ход­ные до­ма – св. 40 реа­ли­зо­ван­ных про­ек­тов). Сре­ди пер­вых за­ка­зов Н. – про­ек­ты ре­кон­ст­рук­ции и над­строй­ки су­ще­ст­вую­щих зда­ний; пер­вым пол­но­стью спро­ек­ти­ро­ван­ным им со­ору­же­ни­ем стал 2-этаж­ный жи­лой дом на Пе­тер­бург­ском шос­се (ны­не Ле­нин­град­ский просп.) для т-ва та­бач­ной фаб­ри­ки «Га­бай» (1901). Н. ра­бо­тал во всех ис­поль­зо­вав­ших­ся то­гда ар­хит. сти­лях (ха­рак­тер­но для эпо­хи мо­дер­на) и про­па­ган­ди­ро­вал «ком­мер­че­ский», т. е. удов­ле­тво­ряю­щий за­про­сы за­каз­чи­ка, под­ход к про­ек­ти­ро­ва­нию. Так, до­ход­ные до­ма на Пят­ниц­кой ул. (1902), Но­во­сло­бод­ской ул. (1903), Ос­то­жен­ке (1904), в Кур­ба­тов­ском пе­ре­ул­ке (ны­не ул. Кли­маш­ки­на, 1905) и в Ер­мо­ла­ев­ском пе­ре­ул­ке (1909) вы­пол­не­ны в сти­ли­сти­ке франц. ар ну­во, чер­ты вик­то­ри­ан­ской нео­го­ти­ки при­сут­ст­ву­ют в об­ли­ке до­ход­но­го до­ма Е. И. Кур­ни­ко­ва (1904), а мо­да на «се­вер­ный мо­дерн» от­ра­зи­лась в собств. до­ход­ном до­ме Н. в Трёх­пруд­ном пе­ре­ул­ке с уг­ло­вой ба­шен­кой-«скво­реч­ни­ком» и ха­рак­тер­ны­ми 6-уголь­ны­ми ок­на­ми со ско­шен­ным вер­хом (1911). Наи­боль­шую из­вест­ность сре­ди по­стро­ек Н. по­лу­чил дру­гой при­над­ле­жав­ший ему дом – 11-этаж­ный «Дом де­шё­вых квар­тир» («Дом Нирн­зее»; 1912–13) в Боль­шом Гнезд­ни­ков­ском пе­ре­ул­ке; кро­ме ма­ло­га­ба­рит­ных квар­тир (1–3-ком­нат­ных) с кух­ня­ми-ни­ша­ми, в нём рас­по­ла­га­лись те­атр-ка­ба­ре «Ле­ту­чая мышь», кон­тор­ские по­ме­ще­ния, а на пло­ской кров­ле, слу­жив­шей смот­ро­вой пло­щад­кой, ра­бо­та­ли ка­фе, ки­но­те­атр «Кры­ша» и кар­тин­ная га­ле­рея. Но­ва­тор­ст­вом от­ли­ча­лась не толь­ко пла­ни­ров­ка, но и об­щее ар­хит. ре­ше­ние зда­ния: ли­шён­ные де­ко­ра дво­ро­вые фа­са­ды фак­ти­че­ски пред­вос­хи­ща­ют эс­те­ти­ку кон­ст­рук­ти­виз­ма. В то же вре­мя от­дел­ка гл. фа­са­да (ке­ра­мич. об­ли­цов­ка стен, фи­гур­ный ат­тик, леп­ной рас­тит. де­кор и вен­чаю­щее зда­ние ке­ра­мич. пан­но с изо­бра­же­ни­ем ле­бе­дей) не­сёт ощу­ти­мый от­пе­ча­ток мо­дер­на. Неск. со­ору­же­ний Н. по­стро­ил в сти­ле не­о­клас­си­циз­ма: до­ход­ные до­ма Н. Ф. Ка­пы­ри­на (1911–12), М. И. Ба­ба­ни­на (1912–1913) и др. Н. стра­ст­но ув­ле­кал­ся ав­то­мо­би­ля­ми, был чл. Моск. ав­то­мо­биль­но­го об-ва, уча­ст­ни­ком од­но­го из пер­вых в Рос­сии ав­то­про­бе­гов Мо­ск­ва – Яро­славль – Мо­ск­ва. Как счи­та­ет­ся, по­кон­чил с со­бой, хо­тя до­ку­мен­таль­ных сви­де­тельств не со­хра­ни­лось.

Лит.: На­що­ки­на М. А. Сто ар­хи­тек­то­ров мо­с­ков­ско­го мо­дер­на. Твор­че­ские порт­ре­ты. М., 2000.

Вернуться к началу