Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИ́МФЕНБУРГ

Авторы: П. С. Павлинов

НИ́МФЕНБУРГ (Nymphenburg), двор­цо­во-пар­ко­вый ан­самбль в Мюн­хе­не. Рас­по­ло­жен в зап. час­ти го­ро­да. Лет­няя ре­зи­ден­ция Вит­тельс­ба­хов. Ос­но­ван в 1664 кур­фюр­стом Ба­ва­рии Фер­ди­нан­дом Ма­ри­ей как по­да­рок же­не Ген­ри­ет­те Аде­лаи­де Са­вой­ской в честь ро­ж­де­ния сы­на Мак­си­ми­лиа­на II. 28.5.1741, во вре­мя Си­лез­ских войн 1740–42, 1744–45, здесь за­клю­чён Ним­фен­бург­ский до­го­вор ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми Ба­ва­рии, Фран­ции, Сак­со­нии, Прус­сии и Ис­па­нии про­тив Ав­ст­рии. Ме­сто смер­ти ко­ро­ля Ба­ва­рии Мак­си­ми­лиа­на I, ме­сто ро­ж­де­ния ко­ро­ля Ба­ва­рии Лю­до­ви­ка II. С 1918 в гос. соб­ст­вен­но­сти, гла­ва до­ма Вит­тельс­ба­хов поль­зу­ет­ся пра­вом ис­поль­зо­вать часть по­ме­ще­ний в ка­че­ст­ве жи­лья. Силь­но по­стра­дал в 1944.

Нимфенбург. Охотничий дворец Амалиенбург. 1734–39. Архитектор Ф. де Кювилье Старший.

Ан­самбль двор­ца – один из луч­ших при­ме­ров ба­вар­ско­го ба­рок­ко. Центр. 3-этаж­ный кор­пус стро­ил­ся в ду­хе итал. вилл в 1664–75 (арх. А. Ба­рел­ли, фа­сад – 1716, арх. Й. Эф­нер). При кур­фюр­сте Мак­си­ми­лиа­не II в 1702–04 с се­ве­ра и юга воз­ве­де­ны до­пол­нит. вы­сту­паю­щие кор­пу­са, со­еди­нён­ные с двор­цом ар­кад­ны­ми га­ле­рея­ми (ар­хи­тек­то­ры Э. Цук­кал­ли, Дж. А. Вис­кар­ди; в сев. кор­пу­се в 1713 по­строе­на ча­сов­ня). В 1720-е гг. к сев. сто­ро­не при­стро­ен кор­пус оран­же­рей (с 1990 Му­зей че­ло­ве­ка и при­ро­ды), к юж­ной – кор­пус ко­ню­шен, где ны­не раз­ме­ще­ны со­б­ра­ние ним­фен­бург­ско­го фар­фо­ра (с сер. 18 в.) и му­зей эки­па­жей (1952; ка­ре­ты 17–19 вв.). Ин­терь­е­ры гл. кор­пу­са и при­стро­ек оформ­ля­лись в разл. сти­лях – Боль­шой зал приё­мов в сти­ле ро­ко­ко (1755–57, рос­пи­си, пи­ля­ст­ры и леп­ни­на, ху­дож­ни­ки И. Б. и Д. Цим­мер­ман, арх. Ф. де Кю­ви­лье Стар­ший), Ла­ко­вый ка­би­нет в сти­ле ши­ну­аз­ри, Га­ле­рею кра­са­виц ук­ра­ша­ют 36 жен­ских порт­ре­тов, на­пи­сан­ных по за­ка­зу Лю­до­ви­ка I Й. К. Шти­ле­ром (1827–50). Пе­ред гор. фа­са­дом двор­ца ор­га­ни­зо­ва­на па­рад­ная часть в ви­де по­лу­кру­га, по внеш­ней сторо­не ко­то­ро­го по­строе­ны не­боль­шие 2-этаж­ные до­ма (1728–58); об­щая дли­на фа­са­да ан­самб­ля ок. 700 м. Внут­ри по­лу­круг­ло­го дво­ра вы­рыт бас­сейн (фон­тан – 1716, пе­ре­стро­ен в 1807), от ко­то­ро­го на вос­ток от­хо­дит ка­нал Ним­фен­бур­гер-Штих­ка­нал (1728–30), на се­ве­ро-вос­ток – ка­нал Ним­фен­бург-Би­дер­штай­нер (1702–04, со­еди­ня­ет Н. с р. Изар), по бе­ре­гам ко­то­ро­го рас­по­ло­же­ны зда­ния Фар­фо­ро­вой ма­ну­фак­ту­ры (ос­но­ва­на кур­фюр­стом Мак­си­ми­лиа­ном III Ио­си­фом в 1747 в зам­ке Ной­дек, пе­ре­не­се­на в Н. в 1761).

Нимфенбург. Дворец Виттельсбахов. 17–18 вв. Фото П. С. Павлинова

К за­па­ду от двор­ца – парк (ок. 180 га; от­крыт для пуб­ли­ки с 1792), в ор­га­ни­за­ции ко­то­ро­го ска­за­лось влия­ние Вер­са­ля. На мес­те не­боль­шо­го итал. пар­ка в 1701–04 (Ш. Ка­бо­не) и 1715 (уче­ник А. Ле­нот­ра Д. Жи­рар) раз­би­та не­боль­шая ре­гу­ляр­ная часть с пар­те­ром и фон­та­ном Фло­ры (1717–22), по оси ко­то­ро­го в 1701–03 про­рыт ка­нал Па­синг-Ним­фен­бур­гер (дли­на ок. 2,8 км; в 500 м от двор­ца – Боль­шой кас­кад, 1717, арх. Й. Эф­нер), под­во­дя­щий во­ду от р. Вюрм. По сто­ро­нам ка­на­ла рас­по­ло­же­на пей­заж­ная часть пар­ка с пру­да­ми (1-я четв. 19 в., пар­ко­вый арх. Ф. Л. фон Шкель). В его сев. час­ти – 8-уголь­ное зда­ние Па­го­ден­бург (1716–1719, арх. Эф­нер; пе­ре­строе­но в 1767, арх. Ф. де Кю­ви­лье Стар­ший; ин­терь­е­ры 2-го эта­жа в ду­хе ши­ну­аз­ри), ча­сов­ня-руи­на Ма­гда­ле­нен­клау­зе (1725–28; рос­пи­си Н. Г. Шту­бе­ра), пар­ни­ки («Же­лез­ный дом», 1807, пе­ре­стро­ен в 1867), бо­та­нич. сад. В юж. час­ти – дом с ба­ня­ми Ба­ден­бург (1718–22, арх. Эф­нер); охот­ни­чий дво­рец Ама­ли­ен­бург в сти­ле ро­ко­ко (1734–39, арх. Ф. де Кю­ви­лье Стар­ший; «Зер­каль­ный зал», кух­ня с делфт­ским фа­ян­сом); ан­самбль фер­мы «Де­рев­ня» (в ду­хе «Де­рев­ни» Ма­рии Ан­туа­нет­ты в Вер­са­ле) со зда­ни­ем Зе­лё­ной на­сос­ной стан­ции (18 в.), кот­тедж для де­тей кур­фюр­ста Мак­си­ми­лиа­на IV Ио­си­фа (1799), храм Апол­лона (1862–65, арх. Л. фон Клен­це). Парк ук­ра­шен мра­мор­ны­ми ста­туя­ми, ва­за­ми 18 в. Пря­мой ал­ле­ей (дли­на 2 км) Н. был свя­зан с охот­ничь­им зам­ком Блю­тен­бург (1438–39, пе­ре­стро­ен в кон. 15 в.).

Лит.: Alckens A. Die plastiken im Schlosspark Nymphenburg. Augsburg, 1938; Kiby U. Die exotismen des kurfürsten Max Emanuel in Nym­phenburg. Hildesheim, 1990; Termolen R. Nym­phenburger Porzellan. 3. Aufl. Rosenheim, 1997; Hojer G., Schmid E. D. Nymphenburg: Schloss, Park und Burgen. 22. Aufl. Münch., 1999; Röm­melt B., Nöhbauer H.F., Kraus J. Ein Na­turparadies in der Stadt: Der Nymphenburger Park. Münch., 2001; Herzog R. Friedrich Ludwig von Sckell und Nymphenburg. Münch., 2003; Gut G.A. Schloss Nymphenburg: die vor­geschichte und die drei durchblicke im Park. Münch., 2004; Hojer G. Die Schönheitsgalerie König Ludwigs I. 7. Aufl. Regensburg, 2011.

Вернуться к началу