Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРО́

Авторы: В. В. Стародубова
Г. Моро. «Юпитер и Семела». 1889–95. Музей Г. Моро (Париж).

МОРО́ (Moreau) Гюс­тав (6.4.1826, Па­риж – 18.4.1898, там же), франц. жи­во­пи­сец и гра­фик, чл. Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств (1888). Учил­ся в Шко­ле изящ­ных ис­кусств в Па­ри­же (1846–48) у Ф. Э. Пи­ко, за­тем за­ни­мал­ся са­мо­стоя­тель­но. В ран­них про­из­ве­де­ни­ях ощу­ти­мы влия­ния Э. Де­лак­руа и Т. Шас­се­рио («Песнь пес­ней», 1853, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Ди­жон). В 1857–59 в Ита­лии изу­чал мас­те­ров Воз­ро­ж­де­ния, под влия­ни­ем ко­то­рых окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вал­ся ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль М. Его твор­че­ст­во близ­ко франц. сим­во­лиз­му; идеи и те­мы М. чер­пал в ми­ре фан­та­зии, изы­скан­ных грёз, ми­фо­ло­гии, не­ред­ко при­да­вая им от­те­нок те­ат­раль­но­сти, мис­ти­ки и эро­ти­ки, кра­соч­ной фее­рии: «Эдип и Сфинкс» (1864, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), «Юно­ша и Смерть» (1865, му­зей Фогг, Ке­мб­ридж, США), «Ясон и Ме­дея» (1865, му­зей Ор­се, Па­риж), «Гер­ку­лес и Лер­ней­ская Гид­ра» (1876, Ин-т ис­кусств, Чи­ка­го), «Фея с гри­фо­на­ми» (1876), «Жен­щи­на с пан­те­рой» (1880), «Юпи­тер и Се­ме­ла» (1889–95), «Пре­тен­ден­ты» (1852–98; все – Му­зей Г. Мо­ро, Па­риж). Воз­дей­ст­вие ба­роч­ной жи­во­пи­си и Рем­бранд­та за­мет­но в од­ной из са­мых из­вест­ных ра­бот М. – «Са­ло­мея, тан­цую­щая пе­ред Иро­дом» (1876, Му­зей иск-ва А. Хам­ме­ра, Лос-Анд­же­лес; ва­ри­ан­ты в др. со­б­ра­ни­ях). До­би­ва­ясь нуж­но­го то­на, М. ино­гда упот­реб­лял воск, что при­да­ёт его жи­во­пи­си сияю­щую эма­ле­вую чис­то­ту. Мно­го ра­бо­тал в тех­ни­ке ак­ва­ре­ли.

Пре­по­да­вал в Шко­ле изящ­ных ис­кусств (проф. с 1892); сре­ди уче­ни­ков – Р. Пио, Ж. Руо, А. Ма­тисс, А. Мар­ке. Офи­цер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1883). За­ве­щал свою мас­тер­скую со все­ми про­из­ве­де­ния­ми го­су­дар­ст­ву (ок. 1 тыс. жи­во­пис­ных ра­бот и ок. 15 тыс. ри­сун­ков, аль­бо­мов на­бро­сков и т. д.); Му­зей Г. Моро от­крыт в 1902 (пер­вый ди­рек­тор – Ж. Руо).

Соч.: L’Assembleur de rêves: Ecrits complets / Éd. P.-L. Mathieu. Fontfroide-le-Haut, 1984.

Лит.: Mathieu P.-L. G. Moreau: Sa vie, son œuvre. P., 1976; idem. G. Moreau: aquarelles. P., 1984; Hofstätter H. G. Moreau. Köln, 1978; Kaplan J. The art of G. Moreau: theory, style, and content. Ann Arbor, 1982; Bittler P., Ma­thieu P.-L. Catalogue des dessins de G. Mo­reau. P., 1983; Catalogue du Musée G. Moreau. P., 1983; G. Moreau symboliste. (Cat.). Z., 1986; Крюч­ко­ва ВА. Сим­во­лизм в изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве: Фран­ция и Бель­гия, 1870–1900. М., 1994.

Вернуться к началу