Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДО́У

Авторы: В. А. Кулаков

ДО́У, Дау (Dawe) Джордж Эду­ард (8.2.1781, Лон­дон – 15.10.1829, Кен­тиш-Та­ун, близ Лон­до­на), англ. жи­во­пи­сец. Сын и уче­ник гра­вё­ра Фи­лип­па Доу (ок. 1750 – по­сле 1790), брат гра­вё­ра Ген­ри Эд­вар­да Доу (1790–1848). Чл. Ко­ро­лев­ской АХ в Лон­до­не (1814); учил­ся там же (1794–1803). В ран­нем твор­че­ст­ве пре­об­ла­да­ли кар­ти­ны на ми­фо­ло­гич. и лит. те­мы (по «По­эмам Ос­сиа­на» Дж. Мак­фер­со­на, по­эзии С. Т. Кол­рид­жа и др.). С сер. 1810-х гг. соз­да­вал пре­им. па­рад­ные порт­ре­ты (в т. ч. чле­нов ко­ро­лев­ской се­мьи, со­б­ра­ние Винд­зор­ско­го зам­ка), сти­ли­сти­че­ски близ­кие иск-ву Т. Ло­урен­са и со­че­таю­щие ро­ман­тич. при­под­ня­тость, внеш­нюю эф­фект­ность с реа­ли­стич. точ­но­стью в пе­ре­да­че черт ли­ца, во­ен. ре­га­лий и т. п.; в не­ко­то­рые порт­ре­ты вводил эле­мен­ты пей­за­жа.

Дж. Доу. Портрет императора Александра I. 1826. Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф».

В 1818 при­сут­ст­во­вал в сви­те гер­цо­га Кент­ско­го на кон­грес­се глав го­су­дарств Свя­щен­но­го сою­за в Ахе­не; по­се­тил Ко­бург и Вей­мар, где на­пи­сал порт­рет И. В. Гё­те. По при­гла­ше­нию имп. Алек­сан­д­ра I вес­ной 1819 прие­хал в С.-Пе­тер­бург. Удо­сто­ен зва­ния поч. воль­но­го общ­ни­ка пе­терб. АХ (1820) за порт­рет исп. ге­не­ра­ла М. Р. Ала­вы (1818, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург) и др. ра­бо­ты. Гл. ра­бо­та Д. в Рос­сии – порт­ре­ты ге­ро­ев Отеч. вой­ны 1812 для Во­ен. га­ле­реи Зим­не­го двор­ца (от­кры­та в 1826), ис­пол­нен­ные им вме­сте с по­мощ­ни­ка­ми (А. В. По­ля­ко­вым и В. А. Го­ли­ке) в 1819–29. Из 336 порт­ре­тов га­ле­реи бес­спор­ны­ми ра­бо­та­ми Д. счи­та­ют­ся 100, в т. ч. три – в рост: ге­не­рал-фельд­мар­ша­лов М. Б. Барк­лая де Тол­ли, М. И. Ку­ту­зо­ва и гер­цо­га А. Вел­линг­то­на (все 1829). 222 порт­ре­та ат­ри­бу­ти­ру­ют­ся как соз­дан­ные в мас­тер­ской Д., ос­таль­ные при­над­ле­жат др. ху­дож­ни­кам. Мас­тер­ская Д. в 1820-е гг. мо­но­поль­но ти­ра­жи­ро­ва­ла офиц. порт­ре­ты Алек­сан­д­ра I, Ни­ко­лая I и его же­ны; они не­од­но­крат­но гра­ви­ро­ва­лись. Так­же из­да­на се­рия из 152 ли­то­гра­фий «Во­ен­ная га­ле­рея Зим­не­го двор­ца...» (т. 1–6, 1845–49).

Д. был в дру­же­ских от­но­ше­ни­ях с дея­те­ля­ми рус. куль­ту­ры (к Д. об­ра­ще­но стих. А. С. Пуш­ки­на «To Dawe, ESQr», 1828; в этом же го­ду Д. ис­пол­нил ка­ран­даш­ный порт­рет по­эта, ме­сто­на­хо­ж­де­ние ко­то­ро­го не­из­вест­но); его твор­че­ст­во ока­за­ло влия­ние на порт­рет­ное иск-во К. П. Брюл­ло­ва, О. А. Ки­прен­ско­го, од­на­ко оцен­ка его бы­ла не­од­но­знач­ной (са­ти­рич. опи­са­ние Н. В. Го­го­лем в по­вес­ти «Порт­рет» ху­дож­ни­ка, пи­сав­ше­го мо­де­ли так, «что­бы в гла­зах ви­ден был Марс», яв­но ин­спи­ри­ро­ва­но порт­ре­та­ми Д.). В апр. 1829 Д. уе­хал в Вар­ша­ву (где соз­дал порт­рет вел. кн. Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча), за­тем в Лон­дон.

Соч.: The life of G. Morland. 2nd ed. L., 1904.

Лит.: Глин­ка ВМ., По­мар­нац­кий АВ. Во­ен­ная га­ле­рея Зим­не­го двор­ца. 3-е изд. Л., 1981; Ан­д­рее­ва Г. Дж. Доу в Рос­сии // Ху­дож­ник. 1989. № 6; она же. А. С. Пуш­кин и Дж. Доу. Но­вые стра­ни­цы // Ис­кус­ст­во. 1989. № 6; она же. Твор­че­ст­во Дж. Доу в кон­тек­сте рус­ско­го ро­ман­тиз­ма // Рос­сия–Ев­ро­па: из ис­то­рии рус­ско-ев­ро­пей­ских ху­до­же­ст­вен­ных свя­зей XVIII – на­ча­ла XX вв. Сб. ста­тей. М., 1995.

Вернуться к началу