Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЭНЬЖЭНЬХУА́

Авторы: В. Г. Белозёрова
Вэньжэньхуа. Ни Цзань. «Деревья и долины горы Ю». 1372. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

ВЭНЬЖЭНЬХУА́ (кит. – жи­во­пись ин­теллек­туа­лов или жи­во­пись ли­те­ра­то­ров), на­прав­ле­ние тра­диц. кит. жи­во­пи­си. Вос­хо­дит к дви­же­нию «ве­тер и по­ток» («фэн лю») 3–6 вв. Офор­ми­лось в 8 в. как на­прав­ле­ние, про­ти­во­стоя­щее сти­лю при­двор­ной жи­во­пи­си (гун­тин хуа). Тер­мин «В.» был впер­вые при­ме­нён в нач. 17 в. Дун Ци­ча­ном. При­над­леж­ность ху­дож­ни­ка к В. за­ви­се­ла как от его со­ци­аль­но­го ста­ту­са, так и от идей­но-ху­дож. ка­честв его твор­че­ст­ва. Ху­дож­ни­ки В. бы­ли вид­ны­ми са­нов­ни­ка­ми и круп­ны­ми соб­ст­вен­ни­ка­ми, что по­зво­ля­ло им, в от­ли­чие от при­двор­ных мас­те­ров, ра­бо­тать не за день­ги, а для се­бя. Боль­шин­ст­во пред­ста­ви­те­лей В. име­ли выс­шие учё­ные сте­пе­ни и зва­ния. Их твор­че­ст­во но­си­ло эн­цик­ло­пе­дич. ха­рак­тер; мно­гие из них про­сла­ви­лись как мыс­ли­те­ли, ли­те­ра­то­ры, му­зы­кан­ты, ма­те­ма­ти­ки и кал­ли­гра­фы. Не обу­ча­ясь в Ака­де­мии жи­во­пи­си, они бра­ли уро­ки у про­фес­сио­на­лов и са­мо­об­ра­зо­вы­ва­лись пу­тём ко­пи­ро­ва­ния про­из­ве­де­ний из се­мей­ных кол­лек­ций. Вы­сту­пая про­тив ор­то­док­саль­ных норм, жи­во­пис­цы В. апел­ли­ро­ва­ли не­по­сред­ст­вен­но к от­кро­ве­ни­ям ве­ли­ких мас­те­ров древ­но­сти. В сво­их ра­бо­тах они дос­ти­га­ли син­те­за зна­ний из раз­ных об­лас­тей куль­ту­ры, их твор­че­ст­во бы­ло про­ни­за­но ре­лиг.-фи­лос. идея­ми. Цель жи­во­пи­си ви­де­лась в «вы­яв­ле­нии идеи» (се и) – вос­при­ни­мае­мой ду­шой че­ло­ве­ка не­бес­ной су­ти (тянь чжэнь) все­го су­ще­го. Ка­ж­дый пред­ста­ви­тель В. соз­дал яр­кий ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль, от­ра­зив­ший осо­бен­но­сти его лич­но­сти. Сре­ди круп­ней­ших мас­те­ров В. – Ван Вэй, Дун Юань, Гао Кэгун, Ли Чэн, Вэнь Тун, Ни Цзань. В 20 в. тра­ди­ции В. про­дол­жи­ли Ци Бай­ши, Пань Тянь­шоу и др.

Лит.: За­вад­ская Е. В. Эс­те­ти­че­ские про­бле­мы жи­во­пи­си ста­ро­го Ки­тая. М., 1975; она же. Муд­рое вдох­но­ве­ние: Му Фу, 1052–1107. М., 1983; Со­ко­лов-Ре­ми­зов С. Н. Ли­те­ра­ту­ра – кал­ли­гра­фия – жи­во­пись: К про­бле­ме син­те­за ис­кусств в ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ре Даль­не­го Вос­то­ка. М., 1985; он же. От сред­не­ве­ко­вья к но­во­му вре­ме­ни: Из ис­то­рии и тео­рии жи­во­пи­си Ки­тая и Япо­нии кон­ца ХVII – на­ча­ла ХIХ вв. М., 1995.

Вернуться к началу