Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́УДИ́

Авторы: А. Н. Шукурова
А. Гауди. Фрагмент фасада Каса-Батльо в Барселоне. 1904–06.
А. Гауди. «Ворота дракона». Решётка ограды в усадьбе Гуэль в Барселоне. 1887.
А. Гауди. Интерьер крипты часовни в Санта-Колома. 1903–16.

ГА́УДИ́, Гау­ди-и-Кор­нет (Gaudí у Cornet) Ан­то­нио (Ан­то­ни) (25.6.1852, Ре­ус, пров. Тар­ра­го­на – 10.6.1926, Бар­се­ло­на), исп. (ка­та­лон­ский) ар­хи­тек­тор. Ро­дил­ся в се­мье мас­те­ра-мед­ни­ка. Учил­ся в Тех­нич. шко­ле (1869) и в Выс­шей шко­ле ар­хи­тек­ту­ры (1873–78) в Бар­се­ло­не, од­но­вре­мен­но ра­бо­тал чер­тёж­ни­ком и уча­ст­во­вал в про­ек­тах ме­ст­ных ар­хи­тек­то­ров (вы­пол­нял за­ка­зы на ар­хи­тек­ту­ру ма­лых форм: ме­тал­лич. ог­ра­да и мо­ну­мен­таль­ные во­ро­та пар­ка Сью­да­де­ла в Бар­се­ло­не, 1875–77, и др.). Ис­пы­тал влия­ние Э. Ви­ол­ле-ле-Дю­ка, ка­та­лон­ско­го дви­же­ния ср.-век. воз­ро­ж­де­ния, пред­ста­ви­те­лей нац.-ро­ман­тич. на­прав­ле­ния в ка­та­лон­ской лит-ре. Стро­ил гл. обр. в Бар­се­ло­не и её ок­ре­ст­но­стях. Ув­лёк­шись со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ным уче­ни­ем Дж. Рёс­ки­на, вы­пол­нил про­ект фаб­ри­ки, жи­лых и др. до­мов для коо­пе­ра­ти­ва ра­бо­чих-тек­стиль­щи­ков в Ма­та­ро (1878). В сво­их пер­вых са­мо­сто­ят. по­строй­ках экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с ме­ст­ны­ми стро­ит. тех­ни­ка­ми, ма­те­риа­ла­ми и ре­мес­лен­ны­ми тра­ди­ция­ми, в т. ч. ис­поль­зо­вал цвет­ной ке­ра­мич. де­кор, т. н. азу­ле­жус (ча­ст­ные до­ма: Ви­сенс, Эль-Ка­прич­чо, оба 1883–85; по­строй­ки усадь­бы Гу­эль в Бар­село­не, 1887). По­стро­ен­ный им дво­рец Гуэль – 6-этаж­ное зда­ние со скром­ным улич­ным фа­са­дом, раз­ви­ты­ми про­стран­ст­вен­ной струк­ту­рой и пла­стич. фор­ма­ми в ин­терь­е­ре (1886–89, Бар­се­ло­на) – стал ма­ни­фе­стом т. н. ка­та­лон­ско­го мо­дер­нисмо (раз­но­вид­ность сти­ля мо­дерн). С кон. 1880-х гг. Г. соз­да­ёт цикл нео­го­тич. по­стро­ек с пе­ре­кры­тия­ми на вы­со­ких па­ра­бо­лич. ар­ках (епи­скоп­ский дво­рец в Ас­тор­ге, близ Ле­о­на, 1887–93; кол­ледж мон. Св. Те­ре­зы в Бар­се­ло­не, 1889–94, и др.). В даль­ней­шем пе­ре­шёл от ис­поль­зо­ва­ния ор­га­нич. форм в де­ко­ра­тив­ной пла­сти­ке (в т. ч. в ме­тал­лич. ко­ва­ных эле­мен­тах) к по­ис­кам ор­га­нич. ар­хит. форм, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют струк­ту­ру его по­стро­ек: Каса-Бат­льо с кри­во­ли­ней­ны­ми очер­та­ния­ми фа­са­дов и кров­лей, на­по­ми­наю­щей спи­ну дра­ко­на (1904–06); Ка­са-Ми­ла с вол­но­об­раз­ным ри­сун­ком пла­на и мно­го­числ. дво­ри­ка­ми при­чуд­ли­вой кон­фи­гу­ра­ции (1906–10); фан­та­стич. со­ору­же­ния Пар­ка Гу­эль (па­виль­о­ны, ле­ст­ни­ца и виа­ду­ки на на­клон­ных опо­рах, тор­го­вый зал в ви­де ги­по­сти­ля из 100 мас­сив­ных псев­до­ар­ха­ич­ных до­рич. ко­лонн, из­ги­баю­щая­ся по­доб­но змее пар­ко­вая ска­мья с ха­рак­тер­ной для Г. от­дел­кой по­верх­но­стей мо­заи­кой из ко­ло­той цвет­ной ке­ра­ми­ки; 1900–14, все – в Бар­се­ло­не); про­ект ча­сов­ни для ра­бо­че­го по­сёл­ка в Сан­та-Ко­ло­ма (не за­вер­ше­на, по­строе­на толь­ко крип­та, 1903–16). В 1883 Г. на­зна­чен ди­рек­то­ром строи­тель­ст­ва бар­се­лон­ско­го со­бо­ра Са­гра­да-Фа­ми­лия (Св. Се­мей­ст­ва; на­ча­то по нео­го­тич. про­ек­ту арх. Ф. Виль­я­ра), ко­то­рым за­ни­мал­ся до кон­ца жиз­ни. В 1884–91 со­ору­дил крип­ту и на­чал фа­сад вост. тран­сеп­та, по­сте­пен­но раз­ра­ба­ты­вая собств. кон­цеп­цию гран­ди­оз­но­го хра­ма. В осу­ще­ст­в­лён­ном им фраг­мен­те ком­пози­ции пре­об­ла­да­ют 4 вы­со­кие баш­ни (но­сят име­на апо­сто­лов Вар­на­вы, Си­мо­на, Фад­дея и Мат­фея; при жиз­ни Г. бы­ла за­вер­ше­на толь­ко од­на баш­ня, др. до­строе­ны в 1930); 3-ча­ст­ный пор­тал с обиль­ным де­ко­ром, на­по­ми­наю­щим ста­лак­ти­ты, сим­во­ли­зи­ру­ет Ве­ру, На­де­ж­ду и Лю­бовь (1903). Все про­чие эле­мен­ты струк­ту­ры так­же име­ют сим­во­лич. зна­че­ние. За­кон­чив воз­ве­де­ние од­но­го из фа­са­дов и при­ход­ской шко­лы со­бо­ра (1909), Г. по­гиб в ре­зуль­та­те не­сча­ст­ного слу­чая, ос­та­вив не во­пло­щён­ны­ми мно­го­числ. чер­те­жи и мо­де­ли. По­хо­ро­нен в крип­те со­бо­ра, воз­ве­де­ние которого про­дол­жа­ли по­сле­до­ва­те­ли Г. (ны­не му­зей). Твор­че­ст­во Г. ока­за­ло боль­шое влия­ние на иск-во и ар­хи­тек­ту­ру 20 в., в т. ч. на фор­ми­ро­ва­ние сюр­реа­лиз­ма, аб­ст­ракт­но­го экс­прес­сио­низ­ма, на­прав­ле­ния ор­га­ни­че­ской ар­хи­тек­ту­ры и др.

Лит.: Mower D. Gaudi. L., 1977; Collins G., Bassegoda Nonell J. The designs and drawings of A. Gaudi. N. Y., 1983; Solà-Morales Rubio I. Gaudí. Barcelona, 1983; Güell X. A. Gaudí. Bar­celona, 1986; Бас­се­го­да Но­нель X. А. Гау­ди. М., 1986; Tarragó S. A. Gaudí. Barcelona, 1993; Lahuerta J. A. Gaudí. Madrid, 1993; Хенс­бер­ген Г. ван. А. Гау­ди: Био­гра­фия. М., 2003.

Вернуться к началу