Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВУА́ЛЬ

Авторы: Л. Ю. Руднева
Ж. Л. Вуаль. Портрет великой княгини Наталии Алексеевны. До 1776. Эрмитаж (С.-Петербург).

ВУА́ЛЬ (Voille) Жан Луи (14.5.1744, Па­риж – не ра­нее 1806, Фран­ция), франц. жи­во­пи­сец. Ро­дил­ся в се­мье юве­ли­ра; учил­ся в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры в Па­ри­же (до 1765). Первое пребывание в Рос­сии – не ранее 1768–72, затем в 1774–76(?). Из­вест­ность ху­дож­ни­ку при­нес­ли порт­ре­ты вел. кн. Пав­ла Пет­ро­ви­ча (1771, Му­зей-за­по­вед­ник «Павловск» и др.). В 1785–92 В. вновь в Рос­сии; в 1788 по­лу­чил зва­ние «на­зна­чен­но­го» пе­терб. АХ. Ра­бо­тал пре­им. для «ма­ло­го дво­ра» на­след­ни­ка и его бли­жай­ше­го ок­ру­же­ния; ис­пол­нил порт­ре­ты вел. кн. Пав­ла Пет­ро­ви­ча (1789) и Ма­рии Фё­до­ров­ны (1789 и 1791, Му­зей-за­по­вед­ник «Пав­ловск»), их де­тей – Алек­сан­д­ра (Эр­ми­таж; ГРМ), Кон­стан­ти­на (Му­зей-за­по­вед­ник «Пав­ловск», Ху­дож. му­зей, Харь­ков), Еле­ны (Эр­ми­таж; все 1792). Так­же ис­пол­нил порт­ре­ты гр. С. Р. Во­рон­цо­ва (1774, ГРМ), гр. Е. А. На­рыш­ки­ной (1787, ГМИИ), кн. Е. Ф. Дол­го­ру­кой с сы­новь­я­ми (1789, ГТГ), кн. А. Б. Ку­ра­ки­на (1790, ГИМ), И. П. Ела­ги­на (ГРМ; Ху­дож. га­ле­рея, Пермь) и др.; пи­сал порт­рет­ные ми­ниа­тю­ры. В 1793 В. вы­ну­ж­ден уе­хать по ука­зу Ека­те­ри­ны II об из­гна­нии из Рос­сии фран­цу­зов. В кон­це цар­ст­во­ва­ния Пав­ла I вновь прие­хал в Рос­сию; ему бы­ла на­зна­че­на пожизненная пен­сия. Ис­пол­нил неск. порт­ре­тов имп. Алек­сан­д­ра I, из ко­то­рых со­хра­нил­ся один (1802, ГРМ). Вер­нул­ся на ро­ди­ну не ра­нее 1803. Дли­тель­ная связь с Рос­си­ей, бли­зость кон­цеп­ции ка­мер­но­го порт­ре­та В. к ис­ка­ни­ям рус. сен­ти­мен­та­лиз­ма обес­пе­чи­ли ему ме­сто од­но­го из наи­бо­лее зна­чит. мас­те­ров рос­си­ки 18 в.

Лит.: Руд­не­ва Л. Ю. Ж. Л. Ву­аль – фран­цуз­ский ху­дож­ник в Рос­сии (Ре­кон­ст­рук­ция био­гра­фии) // Стра­ни­цы ху­до­же­ст­вен­но­го на­сле­дия Рос­сии XVI–XX вв. М., 1997; она же. О твор­че­ском ме­то­де Ж. Л. Вуа­ля на ру­бе­же 1780–1790-х гг. // Рус­ское ис­кус­ст­во Но­во­го вре­ме­ни. Сб. ста­тей. М., 1997. Вып. 3.

Вернуться к началу