Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАСТЕРНА́К

Авторы: С. М. Грачёва

ПАСТЕРНА́К Ле­о­нид Оси­по­вич (Ав­рум Иц­хок-Лейб Иса­ак Ио­си­фо­вич) [22.3(3.4). 1862, Одес­са – 31.5.1945, Окс­форд], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, чл. пе­терб. АХ (1905). По­се­щал Одес­скую ри­со­валь­ную шко­лу (1879–81). Учил­ся в Моск. ун-те на мед. и юри­дич. ф-тах (1881–83), за­тем в Но­во­рос­сий­ском ун-те в Одес­се на юри­дич. ф-те (1883–85). Од­но­вре­мен­но за­ни­мал­ся жи­во­пи­сью в ча­ст­ной ху­дож. сту­дии Е. С. Со­ро­ки­на в Мо­ск­ве (1882), в АХ в Мюн­хе­не (1882–85 и 1887) у И. Гер­те­ри­ха и И. Ли­цен­мей­е­ра. Пе­ре­ехав в Мо­ск­ву (1889), окон­ча­тель­но ре­шил стать ху­дож­ни­ком – по­се­щал ри­со­валь­ные ве­че­ра в до­ме В. Д. По­ле­но­ва, за­ни­мал­ся в мас­тер­ской К. А. Ко­ро­ви­на (с ним и с В. А. Се­ро­вым его свя­зы­ва­ли дру­же­ские от­но­ше­ния). Экс­по­нент ТПХВ [1888–1901; кар­ти­на П. «Пись­мо с ро­ди­ны» (1889) в ду­хе пе­ре­движ­ни­чест­ва бы­ла при­об­ре­те­на П. М. Треть­я­ко­вым (ны­не в ГТГ)], чл. Моск. об-ва лю­би­те­лей ху­до­жеств (1888–99), объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (1901–03), Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (1903–18; чл.-уч­ре­ди­тель). Был так­же ху­дож. ре­дак­то­ром ж. «Ар­тист» (1889–94).

Л. О. Пастернак. «Л. Н. Толстой в кругу семьи». Эскиз. 1901. Музей Л. Н. Толстого (Москва).
Л. О. Пастернак. «Профессор В. О. Ключевский. Лекция в Училище живописи, ваяния и зодчества». Темпера, гуашь. 1909. Исторический музей (Москва).

В 1893 по­зна­ко­мил­ся с Л. Н. Тол­стым, ока­зав­шим на П. силь­ное влия­ние. Ис­пол­нил мно­го порт­ре­тов пи­са­те­ля, в т. ч. в до­маш­ней об­ста­нов­ке («Л. Н. Тол­стой чи­та­ет га­зе­ту у лам­пы», 1901, Му­зей Л. Н. Тол­сто­го, Мо­ск­ва; «Л. Н. Тол­стой с семь­ёй в Яс­ной По­ля­не», пас­тель, 1902, ГРМ, и др.), так­же порт­рет Л. Н. Тол­сто­го на смерт­ном од­ре (1910, Му­зей Л. Н. Тол­сто­го, Мо­ск­ва). Ил­лю­ст­ри­ро­вал ро­ма­ны «Вой­на и мир» (1893) и «Вос­кре­се­ние» (1898–99; по прось­бе пи­са­те­ля). Пре­крас­но вла­дея раз­ны­ми тех­ни­ка­ми, осо­бен­но уг­лем, пас­те­лью, тем­пе­рой, П. соз­да­вал жан­ро­вые ком­по­зи­ции («На­ка­ну­не эк­за­ме­нов», 1894, Му­зей Ор­се, Па­риж; «Кон­церт Ван­ды Лан­дов­ской», пас­тель, 1907, ГТГ), пей­за­жи («Мо­с­ков­ский Кремль. Мар­тов­ское солн­це», гу­ашь, ак­ва­рель, 1917, Фонд Л. Пас­тер­на­ка, Окс­форд). Наи­бо­лее из­вест­ны его мно­го­числ. жи­во­пис­ные и гра­фи­че­ские (в т. ч. «ком­по­зи­ци­он­ные») порт­ре­ты: «За­се­да­ние со­ве­та ху­дож­ни­ков – пре­по­да­ва­те­лей Мо­с­ков­ско­го учи­ли­ща жи­во­пи­си, вая­ния и зод­че­ст­ва» (пас­тель, 1902, ГРМ), «Три рус­ских фи­ло­со­фа» (Н. Ф. Фё­до­ров, В. С. Со­ловь­ёв и Л. Н. Тол­стой; 1903, Му­зей Л. Н. Тол­сто­го, Мо­ск­ва), «А. Н. Скря­бин за роя­лем» (1909, Ме­мо­ри­аль­ный му­зей А. Н. Скря­би­на, Мо­ск­ва), В. О. Клю­чев­ско­го (тем­пе­ра, гу­ашь, 1909, ГИМ), «Вя­че­слав Ива­нов чи­та­ет док­лад в "Об­ще­ст­ве сво­бод­ной эс­те­ти­ки" в Мо­ск­ве» (уголь, сан­ги­на, 1910, Лит. му­зей, Мо­ск­ва), В. Я. Брю­со­ва (1915), «С. В. Рах­ма­ни­нов за роя­лем» (1916), И. И. Брод­ско­го (итал. ка­ран­даш, 1920, Му­зей-квар­ти­ра И. И. Брод­ско­го, С.-Пе­тер­бург), «Сер­гей Про­кофь­ев в со­вет­ском по­соль­ст­ве в Бер­ли­не» (1937, Центр. му­зей муз. куль­ту­ры им. М. И. Глин­ки, Мо­ск­ва) и др. Час­то изо­бра­жал свою се­мью – же­ну и де­тей, пе­ре­да­вая уют­ную, твор­че­скую ат­мо­сфе­ру до­ма [«Ав­то­порт­рет с же­ной» (1914, ГМИИ), «По­здрав­ле­ние. Груп­по­вой порт­рет» (ГТГ, 1914–15), порт­рет сы­на (Бо­ри­са; итал. ка­ран­даш, ок. 1917, ГМИИ) и др.]. Пре­крас­ный ри­со­валь­щик, безу­преч­но вла­дею­щий энер­гич­ной чёт­кой ли­ни­ей в со­че­та­нии с яс­ной и плав­ной фор­мой, П. в сво­их ра­бо­тах (в т. ч. этю­дах с на­ту­ры) бы­стро схва­ты­вал ха­рак­тер­ное дви­же­ние и улав­ли­вал порт­рет­ное сход­ст­во. В жи­во­пи­си ув­ле­кал­ся эф­фек­та­ми пле­нэ­риз­ма, пе­ре­да­чей ноч­но­го и ис­кусств. ос­веще­ния, ис­поль­зуя нес­коль­ко обоб­щён­ную, фак­тур­ную ма­не­ру пись­ма, обо­га­щён­ную приё­ма­ми им­прес­сио­низ­ма и пост­им­прес­сио­низ­ма.

В 1921 П. с же­ной и до­черь­ми уе­хал в Бер­лин. В Гер­ма­нии за­ни­мал­ся ли­то­гра­фи­ей, ис­пол­нял порт­ре­ты [А. М. Ре­ми­зо­ва (1923), Л. И. Шес­то­ва, А. Эйн­штей­на (1924, Ие­ру­са­лим­ский ун-т), Р. М. Риль­ке (1926), М. Ли­бер­ма­на (1927), Г. Га­упт­ма­на (1930) и др.], пей­за­жи, на­тюр­мор­ты и ин­терь­е­ры. Уча­ство­вал в ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. экс­пе­ди­ции в Па­ле­сти­ну и офор­мил ре­про­дук­ция­ми сво­их ра­бот по­свя­щён­ную ей мо­но­гра­фию. В 1932 из­дал в Бер­ли­не вос­по­ми­на­ния о Л. Н. Тол­стом, но поч­ти весь ти­раж по­гиб во вре­мя пуб­лич­ных со­жже­ний книг на­цис­та­ми. В 1938 П. уе­хал в Ве­ли­ко­бри­та­нию, с 1939 жил в Окс­фор­де. Пре­по­да­вал в сво­ей шко­ле ри­со­ва­ния в Мо­ск­ве (1889–94) и МУЖВЗ – Вху­те­ма­се (1894–1921); сре­ди уче­ни­ков – Д. Д. Бур­люк, А. В. Ку­прин, А. А. Пла­стов, В. В. Хво­стен­ко. Сы­но­вья П. – Б. Л. Пас­тер­нак и Алек­сандр Пас­тер­нак (1893–1982), ар­хи­тек­тор и ин­же­нер, ра­бо­тав­ший в Мо­ск­ве.

Соч.: За­пи­си раз­ных лет. М., 1975.

Лит.: Osborn M. L. Pasternak. Warschau, 1932; Buckman D. L. Pasternak: a Russian impressionist. L., 1974; Л. О. Пас­тер­нак. Вы­став­ка про­из­ве­де­ний. (Кат.). М., 1979; The memoirs of L. Pasternak. L., 1982; Л. О. Пас­тер­нак. Вы­став­ка жи­во­пи­си и гра­фи­ки. (Кат.). М., 1989; Пас­тер­нак Е., Пас­тер­нак Ел. Пас­тер­на­ки в Анг­лии // На­ше на­сле­дие. 2001. № 58; Жу­ко­ва Е. М. Л. Пас­тер­нак в Рос­сии и Гер­ма­нии. (Кат. вы­став­ки). М., 2001.

Вернуться к началу