Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАСКЕ́Н

Авторы: В. А. Крючкова
Ж. Паскен. «Прекрасная англичанка». 1916. Национальный музей современного искусства (Париж).

ПАСКЕ́Н (Pascin) Жюль (наст. имя и фам. Юли­ус Пин­кас, Pincas) (31.3.1885, Ви­дин, Бол­га­рия – 2.6.1930, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец. Обу­чал­ся в ху­дож. шко­ле в Мюн­хе­не (1903) у М. Хей­ма­на. На­чи­нал творч. дея­тель­ность (с 1904) как ил­лю­ст­ра­тор мюн­хен­ско­го са­ти­рич. ж. «Simplicissimus» (его ри­сун­ки пуб­ли­ко­ва­лись до 1913); ран­няя гра­фи­ка, от­ме­чен­ная гро­те­ском, близ­ка нем. юген­д­сти­лю и сви­де­тель­ст­ву­ет о влия­нии А. де Ту­луз-Лот­ре­ка. В 1905 сме­нил фа­ми­лию, что­бы обо­зна­чить ре­ши­тель­ный раз­рыв с семь­ёй, не одоб­ряв­шей его за­ня­тий иск-вом. В кон. 1905 пе­ре­се­лил­ся в Па­риж, где вско­ре во­шёл в круг мас­те­ров па­риж­ской шко­лы. Ап­ро­би­ро­вав сти­ли­сти­ку П. Се­зан­на, мас­те­ров фо­виз­ма, П. в жен­ских порт­ре­тах, фи­гу­рах об­на­жён­ных вы­ра­бо­тал собств. жи­во­пис­ную ма­не­ру, от­ли­чаю­щую­ся тон­ки­ми пе­ре­ли­ва­ми свет­лых от­тен­ков (порт­рет Эр­мин Да­вид, 1908, Му­зей жи­во­пи­си и скульп­ту­ры, Гре­нобль, и др.). В на­ча­ле 1-й ми­ро­вой вой­ны пе­ре­ехал в Лон­дон, за­тем в Нью-Йорк (воз­вра­щал­ся ту­да в 1927 и 1928), со­вер­шал по­езд­ки по юго-вост. шта­там США и на Ку­бу. В 1915–16 ра­бо­тал в сти­ли­сти­ке ку­биз­ма («Жен­щи­на в пей­за­же», 1916, ча­ст­ное со­бра­ние, Ос­ло). По­лу­чив амер. гра­ж­дан­ст­во (1920), в том же го­ду вер­нул­ся в Па­риж. Пу­те­ше­ст­во­вал по Ту­ни­су (1921, 1926), Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии (1929). В ар­ти­стич. кру­гах при­об­рёл из­вест­ность бо­гем­ным об­ра­зом жиз­ни и ог­ром­ны­ми тра­та­ми. По­кон­чил с со­бой в день от­кры­тия сво­ей боль­шой вы­став­ки. П. соз­дал неск. боль­ших по­ло­тен на биб­лей­ские те­мы, но с наи­боль­шей пол­но­той его та­лант рас­крыл­ся в ка­мер­ных сю­же­тах (изо­бра­же­ния цве­тов, сце­ны в ка­фе, порт­ре­ты и др.). Ак­ва­ре­ли и не­боль­шие кар­ти­ны П. от­ли­ча­ют бо­гат­ст­во ко­ло­ри­стич. гам­мы, раз­ра­бо­тан­ной в уз­ких пре­де­лах сбли­жен­ных то­нов, тон­кая пе­ре­да­ча объ­ё­мов и эф­фек­тов ос­ве­ще­ния («Меч­та­тель­ни­ца», Му­зей изящ­ных ис­кусств, Нан­си; «Обед», 1923, Му­зей совр. иск-ва, Льеж; «Две спя­щие жен­щи­ны», 1927, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; «Ма­но­ли­та», 1929, Му­ни­ци­паль­ный му­зей совр. иск-ва, Па­риж).

Лит.: Warnod A. Pascin. Monte Carlo, 1954; Pascin. (Cat.). Münch., 1969; Pascin: catalogue raisonné. P., 1984–1991. Vol. 1–4.

Вернуться к началу