Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОВНАТАНЯ́Н

Акоп Овнатанян (младший). Портрет католикоса Нерсеса V Аштаракеци. Сер. 1850-х гг. Национальная галерея Армении (Ереван).
Нагаш Овнатан. «Царь Трдат, его жена Ашхен и сестра Хосровидухт во время молитвы». Фрагмент росписи Эчмиадзинского собора. Кон. 1710-х гг. Национальная галерея Армении (Ереван).

ОВНАТАНЯ́Н, се­мья арм. жи­во­пис­цев 17–19 вв. Ро­до­на­чаль­ник – свящ. Оган, в 1653–63 пре­по­да­вал в при­ход­ской шко­ле в род­ном с. Шо­рот (ны­не в На­хи­че­ван­ской Ав­то­ном­ной Рес­пуб­ли­ке, Азер­бай­джан), пе­ре­пи­сал и ук­ра­сил ми­ниа­тю­ра­ми ряд ру­ко­пи­сей. У не­го учи­лись двое сы­но­вей: Мар­гар (ху­дож­ник-ми­ниа­тю­рист) и На­гаш Ов­на­тан (перс. на­гаш – ху­дож­ник). По име­ни На­га­ша се­мья по­лу­чи­ла фа­ми­лию Ов­на­та­нян. На­гаш Ов­на­тан (1661, Шо­рот – 1721 или 1722, там же) – один из вид­ней­ших арм. ху­дож­ни­ков сво­его вре­ме­ни, при­об­рёл из­вест­ность как ми­ниа­тю­рист, по­эт-ашуг. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал. Рас­пи­сал ц. Бо­го­ма­те­ри в Шо­ро­те, ц. Св. Фо­мы в Агу­ли­се, церк­ви Свя­тых Пет­ра и Пав­ла, Зо­ра­вор, Ка­то­ги­ке в Ере­ва­не. По за­ка­зу ка­то­ли­ко­са Ас­т­ва­ца­ту­ра (пат­ри­ар­ше­ст­во 1715–25) ук­ра­сил Эч­ми­ад­зин­ский со­бор ор­на­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ной (на сво­дах, ба­ра­ба­не и др.) и на­стен­ной сю­жет­ной рос­пи­сью. При рес­тав­ра­ции в 1955–56 об­на­ру­же­ны три фраг­мен­та сю­жет­ной рос­пи­си тем­пе­рой, в т. ч. с изо­бра­же­ния­ми ца­ря Трда­та, его же­ны Аш­хен и се­ст­ры Хос­ро­ви­духт (ны­не в Нац. га­ле­рее Ар­ме­нии, Ере­ван). С нач. 18 в. жил и ра­бо­тал в Тиф­ли­се, был при­двор­ным ху­дож­ни­ком груз. ца­ря Вах­тан­га VI. Его сы­но­вья и уче­ни­ки Акоп (стар­ший) [1685–1765; по др. дан­ным, 1692 – 22.2(5.3).1757] и Ару­тюн (1-я пол. 18 в.) ра­бо­та­ли вме­сте. Ук­ра­си­ли ми­ниа­тю­ра­ми ряд ру­ко­пи­сей (Ма­те­на­да­ран, Ере­ван), рас­пи­са­ли церк­ви Св. Ка­ра­пе­та в Ап­ра­ку­ни­се, Св. Сте­фа­на в Ас­та­па­те (ны­не в На­хи­че­ван­ской Ав­то­ном­ной Рес­пуб­ли­ке); по­сле смер­ти На­га­ша про­дол­жи­ли рос­пись Эч­ми­ад­зин­ско­го со­бо­ра. До­ку­мен­ти­ро­ва­ны ра­бо­ты брать­ев, в ко­то­рых за­мет­но влия­ние зап.-ев­роп. иск-ва: изо­бра­же­ния 12 апо­сто­лов на мра­мор­ных пли­тах ал­тар­но­го вы­сту­па и ряд икон. Пред­по­ло­жи­тель­но брать­ям при­над­ле­жит так­же ор­на­мен­таль­ная рос­пись па­рад­ных по­ко­ев ка­то­ли­ко­са. Акоп Ов­на­та­нян на­пи­сал так­же ико­ны для Эч­миад­зин­ского со­бо­ра («Бла­го­ве­ще­ние», «Свя­тая Рип­си­мэ», «Свя­тая Гая­нэ»). Пре­ем­ни­ком брать­ев О. стал сын Ако­па – Ов­на­тан (ок. 1730, Шо­рот – 1801 или 1802, Тиф­лис), обу­чав­ший­ся у сво­его от­ца. Был при­двор­ным ху­дож­ни­ком груз. ца­ря Ирак­лия II, имел свою мас­тер­скую и уче­ни­ков. В 1782–86 уча­ст­во­вал в рос­пи­си Эч­ми­ад­зин­ско­го со­бо­ра, вос­ста­но­вил ико­ны сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, ис­пол­нил «По­кло­не­ние вол­хвов», «Рас­пя­тие», «Со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха», «Пре­об­ра­же­ние Бо­го­ма­те­ри» (ны­не в Нац. га­ле­рее Ар­ме­нии), изо­бра­же­ния апо­сто­лов, про­ро­ков Илии, Ие­зе­ки­ля, свя­тых Арм. церк­ви – Мес­ро­па Маш­то­ца, Гри­го­рия Про­све­ти­те­ля, Ов­на­на Одз­не­ци (Эч­ми­ад­зин­ский со­бор). Соз­дал но­вое ху­дож. на­прав­ле­ние, ко­то­рое име­ло важ­ней­шее зна­че­ние для раз­ви­тия арм. изо­бра­зит. иск-ва в по­сле­дую­щий пе­ри­од. Его сын – Мкртум Ов­на­та­нян (или Ав­на­та­мов) (1779, Тиф­лис – 1845 или 1846, там же) ра­бо­тал в Тиф­ли­се. Обу­чал­ся у от­ца, так­же имел мас­тер­скую и уче­ни­ков. Из­вес­тен как порт­ре­тист, пи­сал порт­ре­ты со­вре­мен­ни­ков («Ка­то­ли­кос Еп­рем», Нац. га­ле­рея Ар­ме­нии) и ико­ны. Рас­пи­сал в Тиф­ли­се арм. церк­ви Св. Ге­вор­ка, Св. Бо­го­ро­ди­цы Но­ра­шен. Для па­рад­ных по­ко­ев ка­то­ли­ко­са в Эч­ми­ад­зи­не на­пи­сал ряд порт­ре­тов арм. ца­рей (Айк На­апет, Трдат III, Ле­вон II; ны­не в Нац. га­ле­рее Ар­ме­нии). Его сы­но­вья – Акоп-млад­ший и Ага­фон. Акоп Ов­на­та­нян (Яков Ав­на­та­мов) (1806, Тиф­лис – 1881, Теб­риз, Иран) учил­ся у от­ца. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков свет­ско­го порт­рет­но­го жан­ра в арм. иск-ве. Ра­бо­тал в Тиф­ли­се, где поль­зо­вал­ся ог­ром­ной из­вест­но­стью как порт­ре­тист. С 1866/67 жил в Ира­не, где по­лу­чил долж­ность гл. при­двор­но­го ху­дож­ни­ка Наср эд-Дин-ша­ха. В 1841 по­лу­чил от пе­терб. АХ зва­ние не­класс­но­го ху­дож­ни­ка. Из­вест­но ок. 70 его порт­ре­тов (все – 1830–50-е гг.), в т. ч. Н. Те­умян, Е. Гур­ген­бе­кян, М. Ли­ли­па­ря­на, ка­то­ли­ко­са Нер­се­са V Аш­та­ра­ке­ци (все – в Нац. га­лерее Ар­ме­нии), Г. Ка­рад­жя­на (Му­зей иск-ва на­ро­дов Вос­то­ка, Мо­ск­ва), Ме­ли­ко­вых (Му­зей ис­кусств Гру­зии, Тби­ли­си). Они со­хра­ня­ют не­ко­то­рые тра­диц. чер­ты арм. иск-ва (ста­тич­ность ком­по­зи­ции, тша­тель­ная вы­пи­сан­ность де­та­лей, «эма­ле­вая» фак­ту­ра жи­во­пи­си, вы­ра­зи­тель­ность си­лу­эта, от­сут­ст­вие све­то­те­ни, сдер­жан­ность ло­каль­но­го ко­ло­ри­та), им при­су­щи ка­мер­ность, по­этич­ность и пси­хо­ло­гич. вы­ра­зи­тель­ность об­ра­зов. Ага­фон Ов­на­та­нян (или Ав­на­та­мов) [1816, Тиф­лис – 23.3(4.4).1893, С. Пе­тер­бург], жи­во­пи­сец и гра­вёр. Учил­ся в пе­терб. АХ (1836–43), жил в С.-Пе­тер­бур­ге. Ав­тор порт­ре­тов (П. Пет­ро­ся­на, куп­ца П. Аг­за­ма­ня­на; оба – в Нац. га­ле­рее Ар­ме­нии), ли­то­гра­фий с порт­ре­тов ра­бо­ты бра­та и аль­бо­мов с изо­бра­же­ния­ми ска­ко­вых ло­ша­дей.

Лит.: Чо­па­нян А. Ашуг На­гаш Ов­на­тан и ху­дож­ник Ов­на­тан Ов­на­та­нян. Па­риж, 1910 (на арм. яз.); Ле­во­нян Г. Ов­на­та­ня­ны в ис­то­рии ар­мян­ской жи­во­пи­си // Очер­ки по ис­то­рии ис­кус­ст­ва Ар­ме­нии. М.; Л., 1939; Бра­тья Акоп и Ага­фон Ов­на­та­ня­ны. (Кат. вы­став­ки). М., 1952; Ка­за­рян М. Ху­дож­ни­ки Ов­на­та­ня­ны. М., 1968; Драм­пян Р. Акоп Ов­на­та­нян. Ер., 1969; Мар­ти­кян Е. Ис­то­рия ар­мян­ско­го изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва. Ер., 1971. Кн. 1 (на арм. яз.); Дзну­ни Д. Ар­мян­ские ху­дож­ни­ки. Крат­кий сло­варь. Ер., 1977 (на арм. яз.); Аве­ти­сян К. Ис­кус­ст­во Мкрту­ма Ов­на­та­ня­на // Эч­ми­ад­зин. 1995. № 1 (на арм. яз.); Иги­тян Г. От Ов­на­та­ня­на к Ми­на­су. Ер., 2001 (на арм. яз.); Ха­чат­рян-По­ла­дян Н. Акоп Ов­на­та­нян. До и по­сле. Ер., 2007; Ис­то­рия ар­мян­ско­го ис­кус­ст­ва. Ер., 2009 (на арм. яз.).

Вернуться к началу