Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИВИ́НСКИЙ

Авторы: С. М. Грачёва
И. И. Нивинский. Из серии «ЗАГЭС». Цветной офорт. 1927.

НИВИ́НСКИЙ Иг­на­тий Иг­нать­е­вич [30.12.1880(11.1.1881), Мо­ск­ва – 27.10.1933, там же], рос. гра­фик, жи­во­пи­сец, ар­хи­тек­тор и сце­но­граф. Учил­ся в Мо­ск­ве – в СХПУ (1893–98), Ар­хео­ло­гич. ин-те (1907–08), Шко­ле ри­со­ва­ния и жи­во­пи­си С. Ю. Жу­ков­ско­го (1908–10). Влия­ние на Н. ока­за­ла встре­ча с И. В. Жол­тов­ским в 1900, с ко­то­рым он пу­те­ше­ст­во­вал по Ита­лии (1903–04 и 1908) и по­мощ­ни­ком ко­то­ро­го ра­бо­тал в 1900-х гг. По­се­тил Ита­лию так­же в 1910 (совм. с Р. И. Клей­ном) и 1912. Про­ек­ти­ро­вал цер­ковь для с. Бак­ла­ко­во Са­мар­ской губ. (1908), да­чу Бер­га в Пуш­ки­но под Мо­ск­вой (1912). В мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ной жи­во­пи­си пы­тал­ся воз­ро­дить тра­ди­ции ве­не­ци­ан­ско­го Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния: рос­пи­си ин­терь­е­ров Ска­ко­во­го клу­ба (1903, арх. Жол­тов­ский), ко­фей­ни гос­ти­ни­цы «Мет­ро­поль» (1908), особ­ня­ка Та­ра­со­ва на Спи­ри­до­нов­ке (1909–12, арх. Жол­тов­ский), Ки­ев­ско­го во­кза­ла (ок. 1916, арх. И. И. Рер­берг; все в Мо­ск­ве), так­же усы­паль­ни­цы кня­зей Юсу­по­вых в Ар­хан­гель­ском (1910, арх. Клейн). В 1906–11 ру­ко­во­ди­тель и ис­пол­ни­тель всех де­ко­ра­тив­ных ра­бот в Му­зее изящ­ных ис­кусств в Мо­ск­ве (ны­не ГМИИ; арх. Клейн). Уча­ст­во­вал в вы­став­ках Моск. то­ва­ри­ще­ст­ва ху­дож­ни­ков (с 1913), объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (с 1916). Чл. Проф. сою­за ху­дож­ни­ков-гра­вё­ров (1917–19, пред. правле­ния), объ­е­ди­не­ния «Че­ты­ре ис­кус­ст­ва» (с 1924).

В стан­ко­вой жи­во­пи­си Н. со­че­та­ют­ся стрем­ле­ние воз­ро­дить клас­сич. тра­ди­цию итал. иск-ва и ув­ле­че­ние П. Се­зан­ном; сре­ди кар­тин – ви­ды Ита­лии, ав­то­порт­рет (все – ГРМ). С 1911 об­ра­тил­ся к офор­ту, обу­чал­ся у Г. Н. Га­мон-Га­ма­на (уче­ни­ка В. В. Ма­тэ). В не­оклас­си­ци­стич. сти­ли­сти­ке его офор­тов («Италь­ян­ская сюи­та», 1913; «Св. Се­ба­сть­ян», 1915; «Крым­ская сюи­та», 1916–17; «Пас­халь­ная ночь», 1918; «Кав­каз­ские ка­прич­чио», 1923–25, и др.) от­ра­зи­лось ув­ле­че­ние твор­че­ст­вом Дж. Б. Пи­ра­не­зи и Ф. Брэн­гви­на; их от­ли­ча­ют блеск тех­ни­ки, глу­би­на и бо­гат­ст­во то­нов, вы­ве­рен­ная кон­ст­рук­тив­ность, стрем­ле­ние обо­га­тить клас­сич. язык гра­вю­ры при­ё­ма­ми совр. аван­гар­диз­ма (в т. ч. ис­поль­зо­ва­ние мон­та­жа). С 1918 ру­ко­во­дил рос­пи­ся­ми агит­по­ез­дов, с 1918 за­нял­ся пла­ка­том. Па­фос пре­об­ра­зо­ва­ния дей­стви­тель­но­сти Н. пе­ре­да­ёт в ин­ду­ст­ри­аль­ных пей­за­жах, стре­мясь сде­лать офорт ис­кус­ст­вом «боль­шо­го сти­ля», свое­об­раз­ным до­ку­мен­том эпо­хи (се­рия цвет­ных офор­тов «ЗАГЭС», 1927; «Ка­зан­ская же­лез­ная до­ро­га», 1932).

По при­гла­ше­нию Е. Б. Вах­тан­го­ва с 1921 на­чал ра­бо­тать для те­ат­ра. Сце­но­гра­фия Н. от­ме­че­на ус­лов­ной де­ко­ра­тив­но­стью, ис­поль­зо­ва­ни­ем гро­те­ска, яр­кой зре­лищ­но­стью, со­звуч­ной ха­рак­те­ру ре­жис­су­ры; сре­ди спек­так­лей – «Эрик XIV» Ю. А. Стринд­бер­га (1921, 1-я сту­дия МХТ), «Прин­цес­са Ту­ран­дот» К. Гоц­ци (1922, 3-я сту­дия МХТ, оба – реж. Вах­тан­гов), «До­ход­ное ме­сто» А. Н. Ост­ров­ско­го (1926, Ма­лый те­атр, Мо­ск­ва). Пре­по­да­вал в СХПУ (1899–1906), на Выс­ших стро­ит. кур­сах (1906–1914), в МУЖВЗ (1917) и Вху­те­ма­се–Вху­теи­не (1921–30, проф.) в Мо­ск­ве.

Лит.: И. И. Ни­вин­ский. (Кат. вы­став­ки). Л., 1934; До­ку­чае­ва В. Н. И. И. Ни­вин­ский, М., 1969; И. И. Ни­вин­ский. [Кат. вы­став­ки]. М., 1980.

Вернуться к началу