Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОГРЕ́ЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Неогреческий стиль. Мавзолей «Супругу-благодетелю» в Павловском парке. 1805–10. Архитектор Ж. Ф. Тома де Томон.

НЕОГРЕ́ЧЕСКИЙ СТИЛЬ, 1) ва­ри­ант клас­си­циз­ма в ар­хи­тек­ту­ре 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв. (ре­ми­нис­цен­ции до кон. 19 в.), ори­ен­ти­ро­ван­ный на вос­кре­ше­ние греч. ан­тич­но­го на­сле­дия. Его воз­ник­но­ве­нию спо­соб­ст­во­ва­ли на­чав­шие­ся в кон. 17 в. изу­че­ние и пуб­ли­ка­ция др.-греч. па­мят­ни­ков Бал­кан­ско­го п-ова и юга Ита­лии. Для по­стро­ек Н. с. ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние др.-греч. ва­ри­ан­та ор­де­ра ар­хи­тек­тур­но­го (в пер­вую оче­редь до­ри­че­ско­го) с точ­ным вос­про­из­ве­де­ни­ем де­та­лей и про­пор­ций. Сре­ди ран­них со­ору­же­ний Н. с. – ра­бо­ты англ. арх. Дж. «Афи­ня­ни­на» Стю­ар­та (па­виль­он в ви­де хра­ма с до­рич. пор­ти­ком в име­нии Хаг­ли-холл в граф­ст­ве Вус­тер­шир, 1758, и др.). К цен­трам, где об­ществ. со­ору­же­ния Н. с. во мно­гом оп­ре­де­ли­ли гор. ланд­шафт, от­но­сят­ся: Лон­дон (зда­ния Бри­тан­ско­го му­зея, 1823–52, арх. Р. Смёрк; На­цио­наль­ной га­ле­реи, 1832–1838, арх. У. Уил­кинс, и др.), Эдин­бург (па­мят­ник Р. Бёрн­су, 1820–23, арх. Т. Га­миль­тон; Нац. мо­ну­мент, 1824–29, ар­хи­тек­то­ры У. Плей­фер и Ч. Р. Кок­ке­релл, и др.), Бер­лин с по­строй­ка­ми т. н. прус­ско­го эл­ли­низ­ма (Бран­ден­бург­ские во­ро­та, 1788–91, арх. К. Г. Ланг­ханс; Но­вая ка­ра­уль­ня, 1816–18, и др. по­строй­ки арх. К. Ф. Шин­ке­ля), Мюн­хен (Глип­то­те­ка, 1816–30, Про­пи­леи, 1854–62; оба – арх. Л. фон Клен­це, и др.). В США в рус­ле Н. с. («фе­де­раль­но­го сти­ля») ра­бо­та­ли ар­хи­тек­то­ры Б. Г. Лат­роб (зда­ние Бан­ка Пен­силь­вании в Фи­ла­дель­фии, 1799–1801, не сохр.), Р. Миллс (зда­ние Фе­де­раль­но­го ка­зна­чей­ст­ва в Ва­шинг­то­не, строи­лось с 1836, и др.), У. Стрик­ленд (зда­ние 2-го бан­ка США в Фи­ла­дель­фии, 1818–24, и др.), в Рос­сии – Ч. Ка­ме­рон (Ка­ме­ро­но­ва га­ле­рея в Цар­ском Се­ле, 1784–87; Храм Друж­бы в Пав­лов­ском пар­ке, 1780–82, и др.), Ж. Ф. То­ма де То­мон (мав­зо­лей «Суп­ру­гу-бла­го­де­те­лю» в Пав­лов­ском пар­ке, 1805–10, и др.) и др. Ар­хитек­то­ры Н. с. сыг­ра­ли важ­ную роль в ре­кон­ст­рук­ции клас­сич. др.-греч. ар­хи­тек­ту­ры.

Неогреческий стиль. Ж. Л. Жером. «Фрина перед ареопагом». 1861. Кунстхалле (Гамбург).

2) Т. н. стиль нео-грек (франц. néo-grec), клас­си­ци­зи­рую­щее на­прав­ле­ние в рам­ках Вто­рой им­пе­рии сти­ля во Фран­ции. Про­явил­ся пре­им. в де­ко­ре ин­терь­е­ров и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве, где ан­тич­ные мо­ти­вы со­че­та­лись с на­сле­ди­ем Р. Ада­ма, сти­лем Лю­до­ви­ка XVI, еги­пет­ским сти­лем (см. Эк­лек­тизм). «Нео-грек» так­же са­мо­на­зва­ние груп­пы жи­во­пис­цев (Ж. Л. Же­ром, Ж. Л. Амон, А. П. Пи­ку), ра­бо­тав­ших в рус­ле са­лон­но­го ис­кус­ст­ва и соз­да­вав­ших по­лот­на на ан­тич­ные сю­же­ты.

Лит.: Wiebenson D. Sources of Greek revival architecture. L., 1969; Watkin D., Melling­hoff T. German architecture and the classical ideal, 1740–1840. L., 1987; Crook J. M. The Greek revival: neo-classical attitudes in British architecture, 1760–1870. L., 1995; James «Athe­nian» Stuart, 1713–1788: the rediscovery of antiquity. (Cat.). New Haven; L., 2006; Kennedy R. G. Greek revival America. N. Y., 2010; Jagot H. J.-L. Gérôme néo-grec: l’antiquité dé­voyée. La Rochelle, 2010. 

Вернуться к началу