Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОВИЗАНТИ́ЙСКИЙ СТИЛЬ

Авторы: И. Е. Печёнкин
Неовизантийский стиль. Иоанновский монастырь в С.-Петербурге. 1899–1911. Архитектор Н. Н. Никонов. Фото В. М. Паппе

НЕОВИЗАНТИ́ЙСКИЙ СТИЛЬ, один из ис­то­ри­че­ских сти­лей 19 в., ос­но­ван­ный на ис­поль­зо­ва­нии мо­ти­вов ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва ран­не­хри­сти­ан­ско­го Ри­ма и стран хри­сти­ан­ско­го Вос­то­ка (Ви­зан­тии, Гру­зии, Ар­ме­нии и др.). Сфе­рой при­ме­не­ния Н. с. яв­ля­лась пре­им. куль­то­вая ар­хи­тек­ту­ра и её уб­ран­ст­во. На За­па­де «ви­зан­тий­ские» фор­мы ча­ще все­го со­еди­ня­лись с ба­зи­ли­каль­ным пла­ном и эле­мен­та­ми ро­ман­ско­го сти­ля (т. н. ро­ма­но-ви­зан­тий­ский стиль – ба­зи­ли­ка Св. Бо­ни­фа­ция в Мюн­хе­не, 1835–50, арх. Г. Ф. Циб­ланд; со­бор Сент-Ма­ри-Ма­жор в Мар­се­ле, 1852–93, ар­хи­тек­то­ры Л. Во­ду­айе, Ж. А. Эс­пе­ран­дьё; Вест­мин­стер­ский со­бор в Лон­до­не, 1895–1903, арх. Дж. Бент­ли, и др.). Наи­выс­ше­го раз­ви­тия Н. с. дос­тиг в Рос­сии и на Бал­ка­нах (в Бол­гарии, Сер­бии), где имел ста­тус на­цио­наль­но­го и сим­во­ли­зи­ро­вал по­ли­тич., ре­лиг. и куль­тур­ное еди­не­ние пра­во­слав­ных на­ро­дов (идеи панс­ла­виз­ма; напр., Алек­сан­д­ра Нев­ско­го храм-па­мят­ник в Со­фии, 1904–12, ар­хи­тек­то­ры И. С. Бо­го­мо­лов, А. Н. По­ме­ран­цев). Клю­че­вым ис­точ­ни­ком об­раз­но­сти хра­мов Н. с. в Рос­сии стал Свя­той Со­фии храм в Кон­стан­ти­но­по­ле (Стам­бу­ле), фор­мы ко­то­ро­го ас­со­ции­ро­ва­лись с ду­хом пра­во­слав­ной дер­жав­но­сти. Про­грам­ма Н. с. так­же вклю­ча­ла идею то­го, что ви­зант. иск-во к мо­мен­ту па­де­ния Ви­зан­тии не ис­чер­па­ло ре­сур­сов сво­его раз­ви­тия и что в 19 в. воз­мож­но ис­поль­зо­вать этот по­тен­ци­ал при соз­да­нии еди­но­го сти­ля вос­точ­но­хри­сти­ан­ско­го иск-ва. Ху­дож. прин­ци­пы Н. с. в ос­нов­ном сфор­ми­ро­ва­лись в цар­ст­во­ва­ние Алек­сан­д­ра II, при ко­то­ром этот стиль имел ста­тус офи­ци­аль­но­го. В Н. с. воз­во­ди­лись хра­мы-па­мят­ни­ки, по­свя­щён­ные Кре­ще­нию Ру­си (Вла­ди­мир­ский со­бор в Кие­ве, 1862–82, ар­хи­тек­то­ры А. В. Бе­рет­ти, П. И. Спар­ро, Р. Берн­гард, В. Н. Ни­ко­ла­ев; храм-па­мят­ник Св. рав­но­ап. вел. кн. Вла­ди­ми­ру в Хер­со­не­се Тав­ри­че­ском, 1861–79, арх. Д. И. Гримм). При им­пе­ра­то­рах Алек­сан­д­ре III и Ни­ко­лае II Н. с. ос­тал­ся сти­лем «гос. за­ка­за», хо­тя и ус­ту­пил ли­дер­ст­во рус­ско­му сти­лю, а за­тем не­орус­ско­му сти­лю. В кон. 19 – нач. 20 вв. в Н. с. воз­во­дят­ся пре­им. круп­ные со­бо­ры, при­зван­ные во­пло­тить на ок­раи­нах Рос. им­пе­рии её мо­гу­ще­ст­во (Воз­не­сен­ский вой­ско­вой ка­фед­раль­ный со­бор в Но­во­чер­кас­ске, 1891–1904, арх. А. А. Ящен­ко; Мор­ской Ни­коль­ский со­бор в Крон­штад­те, 1902–13, ар­хи­тек­то­ры В. А. и Г. А. Ко­ся­ко­вы, и др.), а так­же мо­на­стыр­ские хра­мы и ан­самб­ли (Ио­ан­нов­ский мон. в С.-Пе­тер­бур­ге, 1899–1911, арх. Н. Н. Ни­ко­нов, и др.). Зна­чи­тель­но мень­шей бы­ла до­ля Н. с. в уса­деб­ном и при­ход­ском хра­мо­строе­нии [ц. Трои­цы в Щу­ро­ве (ны­не в чер­те Ко­лом­ны), 1880-е гг. – 1907, инж. И. Вит­шас по про­ек­ту арх. М. К. Геп­пе­не­ра; ц. Зна­ме­ния в Кун­це­ве (ны­не в чер­те Мо­ск­вы), 1908–13, арх. С. У. Со­ловь­ёв]. На­ря­ду с осн. на­прав­ле­ни­ем – «гре­ко-ви­зан­тий­ским», со­вре­мен­ни­ки вы­де­ля­ли внут­ри Н. с. «ар­мя­но-ви­зан­тий­ское», ори­ен­ти­ро­ван­ное на древ­ние па­мят­ни­ки За­кав­ка­зья и во­пло­тив­шее­ся пре­им. в уса­деб­ном хра­мо­строе­нии Юга Рос. им­пе­рии (ц. Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го в Аба­сту­ма­ни в Гру­зии, 1896–98, арх. О. И. Си­мон­сон; ц. Трои­цы в име­нии Е. А. Хо­мя­ко­вой близ Наль­чи­ка, 1895–1902, арх. С. У. Со­ловь­ёв; церк­ви – Пре­об­ра­же­ния и Св. Ни­ны в Ха­рак­се, в Кры­му, 1908–12, арх. Н. П. Крас­нов, и др.). По­сле 1917 тра­ди­ция пра­во­слав­но­го хра­мо­строе­ния в Н. с. под­дер­жи­ва­лась ар­хи­тек­то­ра­ми рус. эмиг­ра­ции, в ча­ст­но­сти в Хар­би­не (ц. По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, 1930, арх. Ю. П. Жда­нов). См. так­же Рус­ско-ви­зан­тий­ский стиль.

Лит.: Ли­сов­ский В. Г. «На­цио­наль­ный стиль» в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии. М., 2000; Са­вель­ев Ю. Р. «Ви­зан­тий­ский стиль» в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии. СПб., 2005; он же. Ис­кус­ст­во ис­то­риз­ма и го­су­дар­ст­вен­ный за­каз. М., 2008; Pa­tet­ta L. L’architettura dell’eclettismo. Mil., 2005; Киш­ки­но­ва Е. М. «Ви­зан­тий­ское воз­ро­ж­де­ние» в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии. СПб., 2006.

Вернуться к началу