Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУРИ́ЛЬО

Авторы: Т. П. Каптерева

МУРИ́ЛЬО (Murillo; наст. фам. Эс­те­бан Пе­рес, Esteban Perez) Бар­то­ло­ме Эс­те­бан (кре­щён 1.1.1618, Се­ви­лья – 28.3.1682, там же), исп. жи­во­пи­сец. Учил­ся у се­виль­ско­го худ. Х. дель Кас­ти­льо. Жил и ра­бо­тал в Се­ви­лье; один из соз­да­те­лей и пер­вый пре­зи­дент (1660) се­виль­ской АХ. Во вре­мя по­езд­ки в Мад­рид (1658) близ­ко со­при­кос­нул­ся с твор­че­ст­вом совр. исп. ху­дож­ни­ков (А. Ка­но, Д. Ве­ла­ске­са) и изу­чал в ко­ро­лев­ском со­б­ра­нии про­из­ве­де­ния П. П. Ру­бен­са, А. ван Дей­ка, Кор­ред­жо, Ти­циа­на. Ран­нее твор­че­ст­во М. раз­ви­ва­лось в рус­ле сти­ля ба­рок­ко и от­ме­че­но влия­ни­ем Ф. Сур­ба­ра­на и Ф. де Эр­ре­ры Стар­ше­го. В пер­вом круп­ном за­ка­зе цик­ла кар­тин для мо­на­сты­ря фран­ци­скан­цев в Се­ви­лье (1645–46; наи­бо­лее из­вест­ны «Сан Дие­го де Аль­ка­ла раз­даёт ми­ло­сты­ню бед­ным», Ака­де­мия Сан-Фер­нан­до, Мад­рид, и «Кух­ня ан­ге­лов», Лувр, Па­риж) жи­во­пис­ная ма­не­ра со­хра­ня­ет не­про­зрач­ность кра­сок, плот­ность маз­ка, кон­тра­сты све­то­те­ни. Стрем­ле­ние М. к жан­ро­вой трак­тов­ке ре­лиг. те­мы об­на­ру­жи­ва­ют «Св. Се­мей­ст­во с птич­кой» (ок. 1649–50, Пра­до, Мад­рид), «Бег­ст­во в Еги­пет» (ок. 1647–1650, Па­лац­цо Бьян­ко, Ге­нуя; ва­ри­ант – в Ин-те ис­кусств, Дет­ройт), «По­кло­не­ние пас­ту­хов» (ок. 1650, Пра­до; 1675–80, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург).

Б. Э. Мурильо. «Мадонна с чётками». 1650–55. Прадо (Мадрид).

По­сле 1650 важ­ное ме­сто в твор­че­ст­ве М. за­ни­ма­ют сю­же­ты: чу­дес­ные яв­ле­ния Де­вы Ма­рии и Хри­ста («Ви­де­ние св. Ан­то­ния Па­ду­ан­ско­го», 1656, со­бор в Се­ви­лье; ва­ри­ант – 1675–80, Эр­ми­таж), «Не­по­роч­ное за­ча­тие» (1652, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Се­ви­лья; ок. 1650, 1660, 1678, Пра­до; ок. 1645, 1680, Эр­ми­таж; ок. 1665, Лувр). Сла­ву М. при­нес­ли мно­го­числ. изо­бра­же­ния Ма­дон­ны, во­пло­щав­шие рас­про­стра­нён­ный в Ан­да­лу­сии иде­ал жен­ской кра­со­ты («Ма­дон­на с Мла­ден­цем», ок. 1650–1655, Па­лац­цо Пит­ти, Фло­рен­ция; «Ма­дон­на-цы­ган­ка», ок. 1675, Нац. га­ле­рея, Рим, и др.). От­ме­чен­ные тон­ким по­этич. чув­ст­вом пей­за­жи при­да­ют осо­бую при­вле­ка­тель­ность кар­ти­нам из жиз­ни св. Иа­ко­ва (1660–1675; «Бла­го­сло­ве­ние Иа­ко­ва Исаа­ком» и «Ле­ст­ни­ца ан­ге­лов» – Эр­ми­таж). Сре­ди круп­ней­ших ра­бот позд­не­го пе­рио­да – «Св. Фо­ма Виль­ну­эва, раз­даю­щий ми­ло­сты­ню» (1678, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Се­ви­лья) и др. кар­ти­ны, за­ка­зан­ные мо­на­сты­рём ка­пу­ци­нов в Се­ви­лье (1665–78), се­рия ра­бот для церк­ви гос­пи­та­ля Ла-Ка­ри­дад в Се­ви­лье (1674–1680, ны­не – в разл. му­зе­ях); их от­ли­ча­ют воз­душ­ная пер­спек­ти­ва и ди­на­мич­ная ком­по­зи­ция.

Б. Э. Мурильо. «Встреча Елеазара и Ребеккиу колодца». Между 1660 и 1670. Прадо (Мадрид).

Порт­ре­ты М. (ка­но­ни­ка Ю. де Не­ве, 1665; флам. куп­ца Н. де Ома­зу­ра, 1672; «Ев­рей», ок. 1670, все – Пра­до; це­ре­мо­ний­мей­сте­ра со­бо­ра А. де Ан­д­ра­де, ме­ж­ду 1650 и 1660, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; ав­то­порт­рет, ок. 1670, Нац. га­ле­рея, Лон­дон) от­ме­че­ны тща­тель­но­стью сле­до­ва­ния на­ту­ре и не­со­мнен­ным мас­тер­ст­вом. Бо­лее мно­го­об­раз­ны его ра­бо­ты бы­то­во­го жан­ра, с раз­ви­той дра­ма­тур­ги­ей (се­рия не­боль­ших кар­тин о блуд­ном сы­не, ок. 1660–1680, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон, и др. со­б­ра­ния); жан­ро­вый ха­рак­тер име­ют по­лот­на «Де­вуш­ки у ок­на» (ок. 1670, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон), «Де­вуш­ка из Га­ли­сии с мо­не­той» (ок. 1650, Пра­до). Осо­бую вы­ра­зи­тель­ность в кар­ти­нах М. при­об­ре­та­ют об­ра­зы де­тей – как в ре­лиг. жи­во­пи­си («Де­ти Хри­стос и Ио­анн Кре­сти­тель», 1655–60, Эр­ми­таж; ок. 1670, Пра­до; «Маль­чик Ио­анн Кре­сти­тель с яг­нён­ком», ок. 1668, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), так и в бы­то­вом жан­ре [изо­бра­же­ния де­тей-ни­щих на се­виль­ских ули­цах: пар­ные ра­бо­ты «Маль­чик с со­ба­кой» и «Де­воч­ка с фрук­та­ми», обе 1655–1660, Эр­ми­таж и ГМИИ; «Маль­чик-ни­щий» («Вши­вый»), 1645–55, Лувр, и др.]. Кар­ти­ны 1670-х гг. («Едо­ки ды­ни и ви­но­гра­да», «Про­дав­щи­цы фрук­тов», «Иг­ро­ки в кос­ти»; все – Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен) вы­пол­не­ны в ма­не­ре, ко­то­рую ста­рые исп. ав­то­ры на­зы­ва­ли «ва­по­ро­со» (от исп. vapor – пар), т. е. на­сы­ще­ны лёг­ки­ми пе­ре­хо­да­ми цве­та, таю­щи­ми пе­ре­ли­ва­ми воз­душ­ной све­то­те­ни. Сла­ва, со­пут­ст­во­вав­шая М. при жиз­ни, воз­рос­ла по­сле его смер­ти. Его осо­бен­но це­ни­ли в 18 в. во Фран­ции и Анг­лии; в 19 в. М. счи­тал­ся са­мым из­вест­ным исп. жи­во­пис­цем.

Лит.: Pantorba B. De Murillo. Madrid, 1947; Ле­ви­на И. М. Кар­ти­ны Му­ри­льо в Эр­ми­таже. Л., 1969; Ка­га­нэ Л. Л. Ис­пан­ская жи­во­пись XVI–XVII вв. в Эр­ми­та­же. Л., 1970; Pérez Delgado R. Murillo. Madrid, 1972; B. E. Murillo. (Cat.). L., 1982; Ва­га­но­ва Е. О. Му­ри­льо и его вре­мя. М., 1988; Val­di­vieso E. Murillo: sombras de la tierra, Lu­ces de cielo. Madrid, 1990; Kagané L. B. E. Murillo: the Spanish master of 17th century. Bournemouth, 1995.

Вернуться к началу