Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНИГЕ́ТТИ

Авторы: Д. П. Шульгина
Фото Д. В. Соловьёва И. А. Монигетти. Центральная часть комплекса Политехнического музея в Москве. 1874–77.

МОНИГЕ́ТТИ Ип­по­лит Ан­то­но­вич (Ип­по­лит Мар­тин Фло­ри­ан) [5(17).1. или 2(14).2.1819, Мо­ск­ва – 10(22).5.1878, С.-Пе­тер­бург], рос. ар­хи­тек­тор, жи­во­пи­сец, гра­фик; ака­де­мик ар­хи­тек­ту­ры (1847) и проф. ар­хи­тек­ту­ры (1858) пе­терб. АХ. Сын швейц. куп­ца, пе­ре­се­лив­ше­го­ся в Рос­сию. За­кон­чил Стро­га­нов­ское уч-ще в Мо­ск­ве (1835) и пе­терб. АХ (1839), где учил­ся у А. П. Брюл­ло­ва. В 1840–47 пен­сио­нер АХ в Ита­лии, Гре­ции и стра­нах Ближ­не­го Вос­то­ка. С 1848 слу­жил ар­хи­тек­то­ром Мин-ва имп. дво­ра и уде­лов, в 1860 был на­зна­чен арх. Вы­со­чай­ше­го дво­ра. С 1848 ра­бо­тал в Цар­ском Се­ле над ре­кон­ст­рук­ци­ей и про­ек­ти­ро­ва­ни­ем пар­ко­вых па­виль­о­нов («Швей­цар­ский до­мик», 1848; «Ту­рец­кая ба­ня», 1850–52; «Дет­ская фер­моч­ка», 1861; «Лам­ский па­виль­он», 1866), за­ни­мал­ся оформ­ле­ни­ем ин­терь­е­ров Боль­шо­го (Ека­те­ри­нин­ско­го) двор­ца (па­рад­ная ле­ст­ни­ца, 1860–63; Ли­он­ский зал, 1856–63). В 1860–66 – гл. ар­хи­тек­тор имп. да­чи в Ли­ва­дии, где по его про­ек­там бы­ли со­ору­же­ны св. 70 по­стро­ек, в т. ч. пе­ре­стро­ен дво­рец По­тоц­ких (1862–66, не сохр.) и воз­ве­де­ны пар­ко­вые па­виль­о­ны в «та­тар­ском вку­се», а так­же двор­цо­вая Кре­сто­воз­дви­жен­ская ц. в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле. По про­ек­там М. был по­стро­ен ряд особ­ня­ков и до­ход­ных до­мов в ис­то­ри­че­ских сти­лях в С.-Пе­тер­бур­ге (особ­няк Т. П. Ды­лё­ва, 1849–50; особ­няк кн. С. А. Тру­бец­кой, 1851; до­ход­ный дом Н. П. Же­реб­цо­вой, 1852–54, дво­рец гр. М. В. Во­рон­цо­вой, 1856–57) и Цар­ском Се­ле (особ­няк и да­ча кн. З. И. Юсу­по­вой, 1856–59). Офор­мил ин­терь­е­ры во двор­це кня­зей Юсу­по­вых на р. Мой­ка в С.-Пе­тер­бур­ге (1858–60), ис­поль­зуя разл. ис­то­рич. сти­ли (Го­бе­ле­но­вый зал, Пом­пей­ский ко­ри­дор, Мав­ри­тан­ская гос­ти­ная), ре­кон­ст­руи­ро­вал ин­терь­е­ры Анич­ко­ва двор­ца (с 1875). Воз­вёл зда­ние По­ли­тех­нич. му­зея в Мо­ск­ве в рус­ском сти­ле (ны­не – центр. часть ком­плек­са; про­ект, 1873–1875, реа­ли­за­ция, 1874–77). По по­ру­че­нию Мор­ско­го мин-ва соз­дал внутр. уб­ран­ст­во имп. яхт «Ли­ва­дия» и «Дер­жа­ва» (1869–73). Раз­ра­бо­тал про­ект пра­во­слав­ной церк­ви в Ве­ве в Швей­ца­рии (1864; реа­ли­зо­ван в 1872–73), спро­ек­ти­ро­вал рос. па­виль­он для Все­мир­ной вы­став­ки 1873 в Ве­не. По про­ек­там М. бы­ли вы­пол­не­ны пье­де­ста­лы для па­мят­ни­ков ра­бо­ты И. Н. Шре­де­ра: Ф. Ф. Бел­линс­гау­зе­ну в Крон­штад­те (1870), Пет­ру I в Пет­ро­за­вод­ске (1872) и И. Ф. Кру­зен­штер­ну в С.-Пе­тер­бур­ге (1872). С 1872 чл. ре­дак­ции ж. «Зод­чий». С нач. 1860-х гг. ра­бо­тал на Имп. стек­лян­ном за­во­де («Ви­зан­тий­ский сер­виз», сер­виз для ях­ты «Ли­ва­дия»). Так­же был из­вес­тен как мас­тер ак­ва­рель­но­го порт­ре­та и ар­хит. гра­фи­ки.

Лит.: Лис­тов В. Н. И. Мо­ни­гет­ти. Л., 1976; Бо­ри­со­ва Е. А. Рус­ская ар­хи­тек­ту­ра вто­рой по­ло­ви­ны XIX в. М., 1979; Ки­ри­чен­ко Е. И. Рус­ская ар­хи­тек­ту­ра 1830–1910-х гг. М., 1982; Зод­чие Санкт-Пе­тер­бур­га. XIX – на­ча­ло XX в. СПб., 1998; И. Мо­ни­гет­ти. К. Ра­хау. М. Мес­махер. Ар­хи­тек­тур­ные про­ек­ты... (Кат.). СПб., 2005.

Вернуться к началу