Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИНБА́Р

Авторы: Т. Х. Стародуб
Фото В. М. Паппе Минбар в мечети Соколлу Мехмет-паши в Стамбуле. 1571–72.

МИНБА́Р (араб. – «ме­сто, где по­вы­ша­ют го­лос»), в ис­лам­ской куль­то­вой ар­хи­тек­ту­ре ста­цио­нар­ная или пе­ре­нос­ная ка­фед­ра для чте­ния Ко­ра­на и про­по­ве­ди. Обыч­но ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в со­бор­ной ме­че­ти, спра­ва от мих­ра­ба. М. был вклю­чён в струк­ту­ру пят­нич­ной или празд­нич­ной ме­че­ти при жиз­ни Му­хам­ме­да; со­глас­но ха­ди­сам, для улуч­ше­ния слы­ши­мо­сти его слов по прось­бе про­ро­ка в 629 в Ме­ди­не плот­ни­ком-ра­бом (воз­мож­но, ви­зан­тий­цем или коп­том) из дре­ве­си­ны лес­но­го та­ма­ри­ска бы­ло сде­ла­но си­де­ние на­по­до­бие та­бу­ре­та с 2 сту­пе­ня­ми (пред­по­ло­жи­тель­но по об­раз­цу вы­со­ко­го си­де­ния во­ж­дя араб. пле­ме­ни). Пер­во­на­чаль­но М., си­де­ние има­ма-про­по­вед­ни­ка, слу­жил так­же тро­ном пра­ви­те­ля и ме­стом для су­дьи. Ис­клю­чи­тель­но куль­то­вое зна­че­ние М. по­лу­чил ок. 750. С сер. 8 в. има­мы ста­ли чи­тать про­по­ведь, стоя на М., ко­то­рый при­об­рёл вид вы­со­кой и уз­кой, об­ра­щён­ной к за­лу ле­сен­ки-три­бу­ны, вплот­ную при­став­лен­ной к сте­не (в тур. ме­че­тях – ино­гда к стол­бу или ко­лон­не, как в Се­ли­мие в Эдир­не), об­ра­щён­ной к Мек­ке. В куль­то­вых ком­плек­сах (в Мек­ке, Ие­ру­са­ли­ме) и не­ко­то­рых мас­штаб­ных зда­ни­ях (Си­ди-Ок­ба в Кай­руа­не) один или нес­коль­ко до­пол­нит. М. (для му­эд­зи­на, пе­ре­даю­ще­го сло­ва и жес­ты има­ма, или как ме­мо­ри­аль­но-по­свя­ти­тель­ное со­ору­же­ние) ус­та­нов­ле­ны по­сре­ди внутр. дво­ра или сна­ру­жи ме­че­ти. М., на­ря­ду с мих­ра­бом, стал сре­до­то­чи­ем де­ко­ра­тив­но­го уб­ран­ст­ва мо­лит­вен­но­го зда­ния и од­ним из осн. объ­ек­тов ис­лам­ско­го иск-ва. В пер­вых ве­ках ис­ла­ма М., пре­им. де­ре­вян­ные, име­ли ар­ха­ич­ную фор­му вы­со­ко­го сту­пен­ча­то­го та­бу­ре­та, ино­гда с пе­ри­ла­ми (М. Боль­шой ме­че­ти Кай­руа­на, 862–863). В 11–12 вв. М. при­бре­ли чер­ты по­доб­но­го тро­ну со­ору­же­ния с па­рад­ны­ми во­рот­ца­ми вни­зу и на­ряд­ным бал­да­хи­ном ввер­ху (ме­четь Аль-Ак­са в Ие­ру­са­ли­ме, 1168). М. эпо­хи Мам­лю­ков и Ос­ман­ской им­пе­рии от­ли­ча­ют­ся под­чёрк­ну­той мо­ну­мен­таль­но­стью, тен­ден­ци­ей к гран­ди­оз­но­сти, пыш­ным де­ко­ром. Де­рев. (ре­же – ка­мен­ные, как в мед­ре­се-ме­че­ти сул­та­на Ха­са­на в Каи­ре, 1356–63, или кир­пич­ные) М. в со­от­вет­ст­вии с ху­дож. сти­лем эпо­хи и ре­гио­на обыч­но ук­ра­ше­ны ор­на­мен­та­ми и над­пи­ся­ми, вы­пол­нен­ны­ми резь­бой, ин­кру­ста­ци­ей, рос­пи­сью, об­ли­цов­кой цвет­ным кам­нем, мра­мо­ром или гла­зу­ро­ван­ны­ми плит­ка­ми, ке­ра­мич. мо­заи­кой.

Лит.: Bloom J. M. The minbar from the Kutu­biyya Mosque. N. Y., 1998.

Вернуться к началу