Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИКЕ́ШИН

МИКЕ́ШИН Ми­ха­ил Оси­по­вич [9(21).2.1835, сель­цо Мак­сим­ко­во Ро­славль­ско­го у. Смо­лен­ской губ. – 19(31).1.1896, С.-Пе­тер­бург], рос. гра­фик, жи­во­пи­сец, акад. пе­терб. АХ (1869). Учил­ся в пе­терб. АХ (1852–58) у Б. П. Вил­ле­валь­де. В ран­ний пе­ри­од ис­пол­нял жи­во­пис­ные ра­бо­ты в ба­таль­ном жан­ре (эс­ки­зы «Бит­ва при Баш-Ка­дык-Ла­ре», 1855; «Граф Тил­ли в Ма­где­бур­ге в 1631 го­ду», 1857, оба – ГРМ; «Из Крым­ской вой­ны», 1857, ГТГ); так­же ил­лю­ст­ри­ро­вал про­из­ве­де­ния Н. В. Го­го­ля, А. С. Пуш­ки­на, Т. Г. Шев­чен­ко.

М. О. Микешин (автор проекта). Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульпторы И. Н. Шредер, Р. К. Залеман, М. А. Чижов, А. М. Опекушин, Н. А. Лаверецкий, А. М. Любимов, П. С. Михайлов, ...

Наи­бо­лее из­вес­тен как ав­тор вы­пол­нен­ных в ри­сун­ках про­ек­тов па­мят­ни­ков, осу­ще­ст­в­ляв­ших­ся груп­пой скульп­то­ров: «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» в Нов­го­ро­де (от­крыт в 1862, скульп­то­ры И. Н. Шре­дер, Р. К. За­ле­ман, М. А. Чи­жов, А. М. Опе­ку­шин, Н. А. Ла­ве­рец­кий, А. М. Лю­би­мов, П. С. Ми­хай­лов, арх. В. А. Гарт­ман), ад­ми­ра­лу А. С. Грей­гу в Ни­ко­лае­ве (1872, скульп­тор Опе­ку­шин), имп. Ека­те­ри­не II в С.-Пе­тер­бур­ге (от­крыт в 1873, скульп­то­ры Чи­жов, Опе­ку­шин, ар­хи­тек­то­ры Д. И. Гримм, В. А. Шре­тер; см. илл. к ст. Ека­те­ри­на II), Бо­гда­ну Хмель­ниц­ко­му в Кие­ве (от­крыт в 1888, скульп­то­ры П. А. Ве­ли­он­ский, А. Л. Обер, арх. В. Н. Ни­ко­ла­ев; все – брон­за, гра­нит). Сре­ди не­осу­ще­ст­в­лён­ных про­ек­тов (б. ч. ри­сун­ки, так­же жи­во­пис­ные эс­ки­зы, ГРМ) – па­мят­ни­ки К. Ми­ни­ну и кн. Д. М. По­жар­ско­му для Ниж­не­го Нов­го­ро­да (1865–1870), М. И. Глин­ке (1870), А. С. Пуш­ки­ну (кон. 1870-х гг.), итал. ко­ро­лю Вик­то­ру Эм­ма­нуи­лу II (1880), М. Ю. Лер­мон­то­ву (1883), на мес­те по­бе­ды над шве­да­ми при дер. Лес­ной в 1708 (1890). Про­ек­ты мо­ну­мен­тов М., от­ме­чен­ные пат­рио­тич. па­фо­сом, сти­ли­сти­че­ски близ­ки позд­не­му рус. ака­де­миз­му; под­ра­жа­ние клас­си­ци­стич. об­раз­цам скульп­ту­ры 18 – 1-й тре­ти 19 вв. со­че­та­ет­ся у не­го с пом­пез­ной тя­же­ло­вес­но­стью и пе­ре­гру­жен­но­стью ком­по­зи­ции (па­мят­ник в Нов­го­ро­де вклю­ча­ет в се­бя ок. 150 фи­гур), на­ту­ра­ли­стич. прав­до­по­до­бие пер­со­на­жей – с те­ат­раль­но­стью поз и жес­тов.

Его сын – скульп­тор Бо­рис Ми­хай­ло­вич Ми­ке­шин (1873–1937), ав­тор па­мят­ни­ков-бюс­тов М. Ю. Лер­мон­то­ву в Пя­ти­гор­ске, на мес­те ги­бе­ли по­эта (от­крыт в 1915) и в С.-Пе­тер­бур­ге (от­крыт в 1916); с 1924 ра­бо­тал в США.

Лит.: Са­ви­нов А. Н. Ми­ке­шин. М., 1971; Шмидт И. М. Рус­ская скульп­ту­ра вто­рой по­ло­ви­ны XIX – на­ча­ла XX в. М., 1989.

Вернуться к началу