Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕНГС

Авторы: Е. Д. Федотова

МЕНГС (Mengs) Ан­тон Ра­фа­эль (12 или 22.3.1728, Аус­сиг, Бо­ге­мия, ны­не Ус­ти-над-Ла­бем, Че­хия – 29.6.1779, Рим), нем. жи­во­пи­сец и тео­ре­тик ис­кус­ст­ва. Обу­чал­ся ри­сун­ку у от­ца, дрез­ден­ско­го жи­во­пис­ца Ис­ма­эля Ис­ра­эля Менг­са (1688 или 1690–1764). В 1740–44 на­хо­дил­ся с от­цом в Ри­ме, где учил­ся у М. Бе­нефь­я­ля и С. Кон­ки, изу­чал ан­тич­ность и итал. иск-во 16–17 вв. Ра­бо­тал в Дрез­де­не при дво­ре сак­сон­ско­го кур­фюр­ста Ав­гу­ста III (1745–46 и 1749–54; при­двор­ный ху­дож­ник с 1751), в Мад­ри­де при дво­ре ко­ро­ля Кар­ла III (1761–69 и 1774–76; «пер­вый ху­дож­ник ко­ро­ля» с 1766), Ри­ме и Не­апо­ле. Чл. ака­де­мии Св. Лу­ки в Ри­ме (с 1752).

На­чи­нал как порт­ре­тист (порт­рет от­ца, 1747–48, Ху­дож. ин-т, Чи­ка­го, и др.); позд­нее по­сто­ян­но об­ра­щал­ся к это­му жан­ру, не­ред­ко ис­поль­зуя схе­му па­рад­но­го порт­ре­та 17 в. [И. И. Вин­кель­ман (1761–62, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), исп. ко­роль Карл III (1761, Пра­до, Мад­рид) и его де­ти (1767, Ко­ро­левский дво­рец, Мад­рид), ав­то­порт­ре­ты (в т. ч. 1773–74, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; 1774–75, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; 1776–79, Гос. му­зеи, Бер­лин) и др.]. В 1755 по­зна­ко­мил­ся в Ри­ме с И. И. Вин­кель­ма­ном, влия­ние ко­то­ро­го от­ра­зи­лось во всём даль­ней­шем твор­че­ст­ве М. и его эс­те­тич. воз­зре­ни­ях [из­ло­жил их в тру­де «Мыс­ли о кра­со­те и вку­се в жи­во­пи­си» («Gedanken über die Schönheit und über den Geschmack in der Malerey»), 1762]. В 1780-е гг. по­кро­ви­тель М., по­сол Ис­па­нии в Ри­ме Х. Н. де Аса­ра, из­дал пол­ное со­б­ра­ние его тео­ре­тич. ра­бот.

А. Р. Менгс. «Вознесение Христа». Алтарная картина в соборе Хофкирхе в Дрездене. 1766.
А. Р. Менгс. «Суд Париса». Ок. 1757. Эрмитаж (С.-Петербург).

В ран­ней рос­пи­си пла­фо­на ц. Сант-Эу­се­био в Ри­ме (1757–58) уже на­ме­ча­ет­ся от­каз от прин­ци­пов ба­роч­но­го ил­лю­зио­низ­ма, ко­то­рые М. на­зы­ва­ет «лож­ным сти­лем», и по­иск идеа­лов «вы­со­ко­го сти­ля» (ста­ти­ка и урав­но­ве­шен­ность ком­по­зи­ции, под­ра­жа­ние Ра­фа­элю). Эти­ми же чер­та­ми от­ме­че­но и по­лот­но «Суд Па­ри­са» (ок. 1757, Эр­ми­таж), где фи­гу­ры Па­ри­са, Ге­ры, Афи­ны и Аф­ро­ди­ты упо­доб­ле­ны скульп­тур­но­му рель­е­фу; М. во­пло­ща­ет в них иде­ал «бла­го­род­ной про­сто­ты и спо­кой­но­го ве­ли­чия». В клас­си­ци­стич. ду­хе трак­то­ва­на ан­тич­ная те­ма и в др. кар­ти­нах («Юпи­тер и Га­ни­мед», 1760, Па­лац­цо Кор­си­ни, Рим, и др.). Сле­дуя сво­ей эс­те­тич. тео­рии, он пы­тал­ся со­че­тать приё­мы све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ки Кор­ред­жо, звуч­ность па­лит­ры ве­не­ци­ан­ских мас­те­ров, плав­ную му­зы­каль­ность ри­сун­ка Ра­фа­эля, гар­мо­нию ком­по­зи­ций Н. Пус­се­на, рас­су­доч­ность бо­лон­ско­го ака­де­миз­ма; по­иск это­го син­те­за при­да­ёт твор­че­ст­ву М. ощу­ти­мую сти­ли­стич. эк­лек­тич­ность. В рос­пи­си пла­фо­на («Апол­лон и му­зы на Пар­на­се», 1760–61) и лю­не­тов Вил­лы Аль­ба­ни (ны­не Вил­ла Тор­ло­ния) в Ри­ме хо­лод­ные ла­зур­ные то­на со­че­та­ют­ся с пят­на­ми яр­кой зе­ле­ни де­ревь­ев и кра­соч­ных одежд ге­ро­ев, ро­ж­дая ощу­ще­ние ис­кус­ст­вен­но­сти ко­ло­ри­та. В ан­тич­ных ре­ми­нис­цен­ци­ях от­ра­зи­лись как учё­ная эру­ди­ция ху­дож­ни­ка, так и ув­ле­че­ния вла­дель­ца вил­лы, кар­ди­на­ла А. Аль­ба­ни. В позд­них по­лот­нах на ре­лиг. сю­же­ты («Бла­го­ве­ще­ние», ок. 1774–1776; «Ио­анн Кре­сти­тель, про­по­ве­дую­щий в пус­ты­не», ок. 1774, обе – Эр­ми­таж; «Бла­го­ве­ще­ние», 1779, ка­пел­ла Ко­ро­лев­ско­го двор­ца в Мад­ри­де, и др.) фор­мы круп­ных фи­гур ста­но­вят­ся бо­лее обоб­щён­ны­ми, но уси­ли­ва­ет­ся ра­цио­наль­ность по­строе­ния ком­по­зи­ции. Для кар­тин на ми­фоло­гич. сю­же­ты М. час­то за­им­ст­ву­ет ком­по­зиц. ре­ше­ния из ка­мей, мо­за­ик, хра­ня­щих­ся в му­зе­ях Ри­ма, от­кры­тых не­за­дол­го до то­го фраг­мен­тов жи­во­пи­си Гер­ку­ла­ну­ма и Пом­пей («Пер­сей и Ан­дро­ме­да», 1774–77, Эр­ми­таж).

Позд­ние фре­ски, ис­пол­нен­ные в Ко­ро­лев­ском двор­це в Мад­ри­де («Три­умф Ав­ро­ры», 1762–64; «Апо­фе­оз Гер­ку­ле­са», 1762–69 и 1775; «Апо­фе­оз Трая­на», 1774–75) и в За­ле па­пи­ру­сов Б-ки Ва­ти­ка­на («Ал­ле­го­рия ис­то­рии», 1772–73), яви­лись не­удач­ной по­пыт­кой со­еди­не­ния ба­роч­ной ил­лю­зио­ни­стич. пер­спек­ти­вы и тен­ден­ций стан­ко­виз­ма; ис­кусств. жи­во­пис­ное про­стран­ст­во дис­гар­мо­ни­ру­ет с ар­хи­тек­ту­рой. Луч­шие из ра­бот М. (в т. ч. рос­пи­си Вил­лы Аль­ба­ни) по­ло­жи­ли на­ча­ло но­вой де­ко­ра­тив­ной клас­си­ци­стич. тра­ди­ции в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си, ко­то­рая бу­дет про­дол­же­на в нач. 19 в.

Се­ст­ра М. – жи­во­пи­сец Те­ре­за Кон­кор­дия Менгс (1725–1806 или 1808).

Соч.: Opere di A. R. Mengs, primo pittore del re cattolico Carlo III. Roma, 1787.

Лит.: Honisch F. A. R. Mengs und die Bild­form des Frühklassizismus. Recklinghaysen, 1965; Sutter M. Die kunsttheoretischen Begriffe des Malerphilosophen A. R. Mengs. Münch., 1968; Einem H. von. A. R. Mengs. Gött., 1973; Pel­zel T. A. R. Mengs and Neoclassicism. N. Y., 1979; Cioffi Martinelli R. La ragione dell’arte: teoria e critica in A. R. Mengs e J. J. Winckel­mann. Napoli, 1981; А. Р. Менгс. (Кат. вы­став­ки). Л., 1981; Фе­до­то­ва Е. Д. Менгс. М., 2003.

Вернуться к началу