Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́ККА

Авторы: М. Ю. Рощин (история), Т. Х. Стародуб (история и архитектура), А. И. Воропаев (экономика)
Мекка. Вид города (в центре – мечеть аль-Масджид аль-Харам).

МЕ́ККА (араб. Мак­ка, Мак­кат аль-Му­кар­ра­ма – Мек­ка Вы­со­ко­чти­мая), го­род на за­па­де Са­уд. Ара­вии, адм. центр эми­ра­та (про­вин­ции) Мек­ка. Нас. 1484,9 тыс. чел. (2010; тре­тий по чис­лу жи­те­лей го­род стра­ны). Рас­по­ло­жен в уз­кой меж­гор­ной до­ли­не, при­мер­но в 80 км от по­бе­ре­жья Крас­но­го мо­ря. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог. Ме­ж­ду­нар. и внутр. авиа­пе­ре­воз­ки об­слу­жи­ва­ет аэ­ро­порт в Джид­де.

М. – гл. свя­щен­ный го­род му­суль­ман, центр па­лом­ни­че­ст­ва ми­ро­во­го зна­че­ния; на­хо­дит­ся на за­прет­ной для не­му­суль­ман тер­ри­то­рии (аль-ха­рам). Вре­мя воз­ник­но­ве­ния не­из­вест­но. Пред­по­ло­жи­тель­но М. вы­рос­ла из ка­ра­ван­ной сто­ян­ки у пи­ть­е­во­го ко­лод­ца Зем­зем (Зам­зам) и мес­та яр­ма­рок на тор­го­вых пу­тях че­рез Ара­вию. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли ото­жде­ст­в­ля­ют М. с Ма­ка­ра­бой, упо­ми­нае­мой Ге­ро­до­том, или Ма­ко­ра­бой, на­зван­ной в «Гео­гра­фии» Пто­ле­мея. Ко­гда в кон. 4 – сер. 5 вв. н. э. араб. пле­мя ку­рай­ши­тов по­се­ли­лось в ва­ди Мек­ка, у ко­лод­ца Зем­зем уже стоя­ла Каа­ба, в то вре­мя – ка­мен­ное свя­ти­ли­ще Ху­ба­ла, гл. язы­че­ско­го бо­же­ст­ва М. (имя от­ме­че­но в над­пи­си из Хег­ры в Сев. Ара­вии, 1 в. до н. э.); в Каа­бе по­ме­ща­лось его изо­бра­же­ние в об­ли­ке че­ло­ве­ка (ка­мен­ная ста­туя с зо­ло­той пра­вой ру­кой). По араб. пре­да­нию, ос­но­ва­те­лем М. был вождь ку­рай­ши­тов Ку­сайя ибн Ки­лаб (5 – нач. 6 вв. н. э.), ко­то­рый вы­де­лил ка­ж­до­му ро­ду уча­сток во­круг Каа­бы, рас­чис­тил древ­ний ко­ло­дец Зем­зем и пре­вра­тил своё жи­ли­ще в «Дом со­б­ра­ния».

Мекка. Интерьер мечети аль-Масджид аль-Харам.

В свя­щен­ной ис­то­рии ис­ла­ма М. – ме­ст­ность, из­бран­ная Бо­гом, свя­зан­ная с осн. со­бы­тия­ми в ис­то­рии ми­ра, про­ро­ков и му­сульм. об­щи­ны. Ок. 570 в М. ро­дил­ся ос­но­ва­тель ис­ла­ма Му­хам­мед, про­ис­хо­див­ший из пле­ме­ни ку­рай­ши­тов. В 630 го­род за­ня­ли му­сульм. вой­ска, на­се­ле­ние при­ня­ло ис­лам, Каа­ба пре­вра­ще­на в му­сульм. свя­ти­ли­ще. Тер­ри­то­рия во­круг М. (от 8 до 18 км), со свя­ты­ня­ми раз­ных пле­мён, бы­ла объ­яв­ле­на за­по­вед­ной: здесь за­пре­ща­лось про­ли­вать кровь и вы­ра­щи­вать зла­ки. Еже­год­ное па­лом­ни­че­ст­во к Каа­бе ста­ло од­ним из пя­ти стол­пов ис­ла­ма (см. Хадж); при мо­лит­ве му­суль­ма­не об­ра­ща­ют­ся ли­цом в сто­ро­ну М. и Каа­бы. При Омей­я­дах в  М. сло­жи­лась своя шко­ла му­сульм. пра­ва и бо­го­сло­вия. С рас­па­дом Ха­ли­фа­та Аб­ба­си­дов (10 в.) М. на­хо­ди­лась в за­ви­си­мо­сти от пра­вив­ших в Егип­те ди­на­стий. В 930 ра­зо­ре­на кар­ма­та­ми, ко­то­рые вы­вез­ли из Каа­бы Чёр­ный Ка­мень, воз­вра­щён­ный в М. в 952. В 1517 пра­вив­шая в М. ди­на­стия ше­ри­фов при­знала су­ве­ре­ни­тет ос­ман­ских сул­та­нов. В 1916–24 сто­ли­ца ко­ро­лев­ст­ва Хид­жаз. В 1925 М. взя­та вой­ска­ми Абд аль-Ази­за Ибн Сау­да и в 1932 во­шла в со­став Са­уд. Ара­вии.

К нач. 7 в. квар­та­лы с од­но­этаж­ны­ми до­ма­ми из кам­ня и гли­ны про­сти­ра­лись от Каа­бы и ба­за­ра по ва­ди вверх (ок. 1 км) и вниз (ок. 600 м) и за­вер­ша­лись клад­би­ща­ми; тор­го­вая до­ро­га вдоль ва­ди ста­ла гл. гор. ули­цей. В 7 – нач. 8 вв. М. раз­рос­лась, была за­строена до­ма­ми в неск. эта­жей, двор­ца­ми; воз­ве­дён ак­ве­дук, в при­го­ро­дах раз­би­ты са­ды. Ср.-век. М. име­ла трое во­рот: верх­ние (сев.-вост.) ве­ли к го­ре Ара­фат и в Ирак, ниж­ние (юж­ные) – в Йе­мен, за­пад­ные – к Ме­ди­не. Пре­об­ра­зо­ва­ние М. в свя­щен­ный му­сульм. го­род на­ча­лось с воз­ве­де­ния За­по­вед­ной ме­че­ти – аль-Масд­жид аль-Ха­рам (ос­но­ва­на в 638; пер­во­на­чаль­но – ого­ро­жен­ный сте­ной мо­лит­вен­ный двор во­круг Каа­бы; в сер. и кон. 7 в. воз­ве­де­ны кры­тые га­ле­реи на де­рев. ар­ка­дах по пе­ри­мет­ру дво­ра; в 714–715 – ар­ка­ды на мра­мор­ных ко­лон­нах, мо­заи­ки, зо­ло­че­ние; в 755–757 по­стро­ен сев.-зап. ми­на­рет Баб-аль-Ум­ра, ок. 780 – 3 ми­на­ре­та на во­ро­тах Баб-ас-Са­лам, Баб-Али и Баб-аль-Ва­ди). По­сле мно­го­числ. рас­ши­ре­ний зда­ние до сер. 20 в. со­хра­ня­ло вид, в осн. сло­жив­ший­ся в 1570-х гг. (с уча­сти­ем ос­ман­ско­го арх. К. М. Си­на­на): двор (160 × 110 м), ок­ру­жён­ный глу­бо­ки­ми га­ле­рея­ми с ве­ре­ни­ца­ми ку­по­лов на 550 мра­мор­ных и гра­нит­ных ко­лон­нах со ста­лак­ти­то­вы­ми ка­пи­те­ля­ми; шат­ро­вый па­виль­он над ко­лод­цем Зем­зем. В хо­де по­этап­ной ре­кон­ст­рук­ции (1955–73, 1982–88, 1995–2005; этап 2007–20 пре­ду­смат­ри­ва­ет зна­чит. рас­ши­ре­ние сев. и сев.-вост. зон), ко­то­рая по­тре­бо­ва­ла сно­са ок­ру­жаю­щей за­строй­ки и, час­тич­но, ос­ман­ско­го зда­ния, аль-Масд­жид аль-Ха­рам пре­вра­ти­лась в гран­ди­оз­ное и уни­каль­ное му­сульм. со­ору­же­ние (об­щая пл. св. 400 тыс. м2), воз­ве­дён­ное с при­ме­не­ни­ем тра­диц. и совр. ар­хит. приё­мов, ма­те­риа­лов и тех­но­ло­гий. В ком­плекс ме­че­ти вхо­дят мо­ну­мен­таль­ный 2-этаж­ный ко­лон­ный зал (1980-е гг.; на пло­ской кры­ше 3 ста­лак­ти­то­вых ку­по­ла на ба­ра­ба­нах с 32 ароч­ны­ми вит­раж­ны­ми ок­на­ми), Во­ро­та ко­ро­ля Фах­да (ны­не гл. вход) на юго-за­па­де, кры­тая ули­ца-га­ле­рея Ма­саа (для ри­ту­аль­но­го бе­га ме­ж­ду свя­щен­ны­ми хол­ма­ми Са­фа и Мар­ва) на се­ве­ро-вос­то­ке и на­руж­ные мо­лит­вен­ные пло­щад­ки во­круг стен. Внеш­няя сте­на (выс. 20 м) с 4 па­рад­ны­ми во­ро­та­ми, флан­ки­ро­ван­ны­ми 9 ми­на­ре­та­ми (выс. 89 м; круг­лые, на квад­рат­ном ос­но­ва­нии, с па­ра­ми 8-гран­ных бал­ко­нов), и ма­лы­ми вхо­да­ми (св. 60) объ­е­ди­ня­ет зал и га­ле­реи (ста­рые ку­поль­ные и но­вые 2-ярус­ные на ко­лон­нах из ис­кусств. кам­ня с об­ли­цов­ка­ми рез­ным мра­мо­ром и сту­ком и мо­лит­вен­ны­ми дво­ра­ми на кры­шах) во­круг свя­щен­но­го дво­ра с Каа­бой.

Ис­то­рич. ме­че­ти М. – Би­лаль, Райя (на том мес­те, где Му­хам­мед под­нял штан­дарт в день по­бе­ды му­суль­ман в М.), Абу Бакр и др. – за­но­во пе­ре­строе­ны в 20 в. Со­хра­ни­лись так­же тра­диц. жи­лые до­ма с на­вес­ны­ми де­рев. ре­шёт­ка­ми-маш­ра­бия на ок­нах и бал­ко­нах. В за­строй­ке кон. 20 – нач. 21 вв. вы­де­ля­ет­ся ги­гант­ский ба­шен­ный гос­ти­нич­ный ком­плекс «Аб­радж аль-Бейт» (на 100 тыс. чел., в т. ч. для раз­ме­ще­ния па­лом­ни­ков) с не­бо­скрё­бом «Makkah Clock Royal Tower» в цен­тре (пла­ни­руе­мая выс. 577 м), тор­го­вой зо­ной, кон­фе­ренц-за­ла­ми и ме­че­тью на 10 тыс. чел. (ар­хит. фир­ма «Дар аль-Хан­да­са»).

В го­ро­де – штаб-квар­ти­ры ме­ж­ду­нар. ис­лам­ских ор­га­ни­за­ций. В М. на­хо­дят­ся учеб­ные за­ве­де­ния 4 сун­нит­ских маз­ха­бов и шии­тов има­ми­тов; Ун-т Умм-аль-Ку­ра (ос­но­ван в 1949 как кол­ледж, совр. ста­тус с 1981). Б-ки: Шей­ха Аб­ба­са Кат­та­на, Аль-Ха­рам. На ста­дио­не «Ко­роль Абд аль-Азиз» (ок. 38 тыс. мест) вы­сту­па­ет фут­боль­ный клуб «Аль-Вех­да» (1945).

Гор. эко­но­ми­ка в осн. ори­ен­ти­ро­ва­на на об­слу­жи­ва­ние па­лом­ни­ков (в хадж 2010 М. по­се­ти­ло ок. 3 млн. чел.; еже­год­ные по­сту­п­ле­ния пре­вы­ша­ют 100 млн. долл.). Фаб­ри­ка по из­го­тов­ле­нию кис­вы – за­ве­сы на Каа­бу (с 1962); круп­ные ско­то­бой­ни (в т. ч. бес­плат­ные по­став­ки за ру­беж туш жерт­вен­ных жи­вот­ных). Тра­диц. из­го­тов­ле­ние ме­бе­ли, ме­тал­лич. до­маш­ней ут­ва­ри, тек­стиль­ных из­де­лий; про­из-во аму­ле­тов, су­ве­ни­ров.

Лит.: Snouck Hurgronje C. Mekka. Haag, 1888–1889. Vol. 1–2; Esin E. Mecca, the blessed, Madinah the radiant. L., 1963; Бе­ля­ев Е. А. Ара­бы, ис­лам и араб­ский ха­ли­фат в ран­нее сред­не­ве­ко­вье. 2-е изд. М., 1966; King G. R. D. The historical mosques of Saudi Arabia. L., 1986; The architecture of the Holy Mosque Makkah. L., 1998; Боль­ша­ков О. Г. Ис­то­рия Ха­ли­фа­та. М., 2000. Т. 1: Ис­лам в Ара­вии. 570–633; Мек­ка и Ме­ди­на – два свя­щен­ных го­ро­да ис­ла­ма. СПб.;М., 2007.

Вернуться к началу