Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕДАЛЬЕ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО

МЕДАЛЬЕ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО, раз­но­вид­ность мел­кой пла­сти­ки, ис­кус­ст­во соз­да­ния ме­да­лей. Гл. тех­ни­ка­ми М. и. яв­ля­ют­ся ли­тьё и че­кан­ка.

Медальерное искусство: 1 – Пизанелло (вероятно, при участии Л. Б. Альберти). Аверс медали с изображением византийского императора Иоанна VIII Палеолога в честь посещения им Феррары. Бронза. 1438...

Ис­кус­ст­во из­го­тов­ле­ния ме­да­лей как осо­бых ху­дож. объ­ек­тов, пред­став­ляю­щих со­бой дис­ки из цвет­ных ме­тал­лов (зо­ло­то, се­реб­ро, элек­трум, брон­за, медь, сви­нец) с изо­бра­же­ния­ми и над­пи­ся­ми на обе­их сто­ро­нах, за­ро­ди­лось в Ита­лии в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. Пер­во­на­чаль­но ме­да­ли име­ли ме­мо­ри­аль­ное зна­че­ние. В 1438 Пи­за­нел­ло (ве­ро­ят­но, при уча­стии Л. Б. Аль­бер­ти) соз­дал ме­даль с изо­бра­же­ни­ем ви­зант. имп. Ио­ан­на VIII Па­лео­ло­га в честь по­се­ще­ния им Фер­ра­ры. В даль­ней­шем он же ис­пол­нил для гу­ма­ни­сти­че­ски об­ра­зо­ван­ных пра­ви­те­лей Фер­ра­ры, Ман­туи, Ри­ми­ни и Не­апо­ля 26 ме­да­лей. На ли­це­вой сто­ро­не (аверс; франц. avers, от лат. adversus – об­ра­щён­ный ли­цом) они со­дер­жа­ли порт­рет­ное изо­бра­же­ние и не­ред­ко де­ви­зы, на обо­рот­ной сто­ро­не (ре­верс; франц. revers, от лат. reversus – об­ратный) раз­ме­ща­лись до­пол­няю­щие их эмб­ле­мы и ал­ле­го­рич. изо­бра­же­ния. Пер­вые ме­да­ли бы­ли ли­ты­ми и соз­да­ва­лись в един­ст­вен­ном эк­зем­п­ля­ре. Во 2-й пол. 15 в. М. и. рас­про­стра­ни­лось по мно­гочисл. цен­трам Ита­лии (круп­ней­шие ме­даль­е­ры 15–16 вв. – Мат­тео де Пас­ти, Ник­ко­ло Фьо­рен­ти­но, Спе­ран­дио Са­вел­ли, К. Дже­ре­мия, Л. Ле­о­ни, Б. Чел­ли­ни и др.), а в 16 в. и в др. ев­роп. стра­нах.

Итал. влия­ние оп­ре­де­ли­ло раз­ви­тие М. и. в Анг­лии (где его прак­ти­ко­вал, в ча­ст­но­сти, Н. Хил­ли­ард), Ни­дер­лан­дах (од­ним из луч­ших про­из­ве­де­ний ста­ла ме­даль К. Мас­сей­са с изо­бра­же­ни­ем Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го, 1519) и во Фран­ции (с нач. 16 в. его гл. цен­тром был Ли­он). При ко­ро­ле Ген­ри­хе II на­чал­ся вы­пуск ме­да­лей на ко­ро­лев­ском мо­нет­ном дво­ре под рук. Ж. Пи­ло­на, соз­да­вав­ше­го для них порт­рет­ные изо­бра­же­ния. В Гер­ма­нии, где гл. цен­тра­ми М. и. яв­ля­лись Нюрн­берг и Аугс­бург, ме­да­ли от­ли­ва­лись по мо­де­лям, вы­ре­зан­ным проф. рез­чи­ка­ми из кам­ня и де­ре­ва, их от­ли­ча­ла чёт­кость ри­сун­ка и реа­ли­стич­ность порт­рет­ных изо­бра­же­ний.

Изо­бре­те­ние в 16 в. вин­то­во­го прес­са для че­кан­ки при­ве­ло к ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию че­кан­ных ме­да­лей, ко­то­рые во мно­гом ут­ра­чи­ва­ют ху­дож. дос­то­ин­ст­ва. Ис­поль­зо­ва­ние твёр­дых сталь­ных штем­пе­лей по­влек­ло за со­бой воз­мож­ность соз­да­ния слож­ных, на­сы­щен­ных мел­ки­ми де­та­ля­ми изо­бра­же­ний, ко­то­рые вы­ре­за­лись вруч­ную. На ме­да­лях на­ря­ду с порт­рет­ны­ми по­яв­ля­ют­ся по­ве­ст­во­ват. изо­бра­же­ния, сре­ди них – во­ен. и ре­лиг. кон­флик­ты эпо­хи в про­из­ве­де­ни­ях Г. ван Бей­ла­ра, мор. сра­же­ния ме­ж­ду Анг­ли­ей и Ни­дер­лан­да­ми в ра­бо­тах В. Мюл­ле­ра (Гол­лан­дия); со­бы­тия вре­ме­ни прав­ле­ния Кар­ла II Стю­ар­та в се­рии Дж. Рут­тир­са, столк­но­ве­ния ка­то­ли­ков и про­тес­тан­тов в ра­бо­тах Дж. Бау­эра (Анг­лия). Во Фран­ции в кон. 17 в. по за­ка­зу Ма­лой ака­де­мии на­чи­на­ет­ся вы­пуск ме­даль­ер­ных се­рий, по­свя­щён­ных со­бы­ти­ям пе­рио­да прав­ле­ния Лю­до­ви­ка XIV. Круп­ней­ши­ми мас­те­ра­ми во Фран­ции бы­ли Ж. Ва­рен, Г. Дю­пре, П. Ре­нье; в Гер­ма­нии – И. Хён. Соз­да­ние ме­да­лей всё ча­ще ста­но­вит­ся пре­ро­га­ти­вой гос. мо­нет­ных дво­ров.

С 18 в. ме­да­ли ис­поль­зу­ют в ка­че­ст­ве на­град­ных зна­ков и ди­пло­ма­тич. по­дар­ков, а М. и. по­лу­ча­ет офиц. при­зна­ние, его об­раз­цы на­рав­не с др. ис­кус­ст­ва­ми экс­по­ни­ру­ют­ся на па­риж­ских Са­ло­нах и вы­став­ках Ко­ро­лев­ской АХ в Лон­до­не. Воз­ни­ка­ют Ка­би­не­ты ме­да­ли, в ко­то­рых хра­нят­ся об­шир­ные кол­лек­ции (у имп. Фрид­ри­ха II Ве­ли­ко­го в Прус­сии, франц. ко­ро­ля Лю­до­ви­ка XV, англ. ко­ро­ля Ге­ор­га III). Ме­да­ли под­ра­жа­ют клас­си­ци­зи­рую­ще­му сти­лю эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. В 18 в. М. и. про­ни­ка­ет в стра­ны Вост. Ев­ро­пы, а так­же Но­во­го Света (США, Мек­си­ка, Пе­ру). В нач. 19 в. М. и. ис­пы­ты­ва­ет воз­дей­ст­вие ам­пи­ра: к это­му сти­лю при­над­ле­жат се­рия с изо­б­ра­же­ни­ем эпи­зо­дов на­по­ле­о­нов­ских войн (ок. 90 ме­да­лей, 1804–14), вы­пу­щен­ная под рук. Д. Де­но­на в Па­ри­же; ра­бо­ты Дж. Мью­ди, У. Уай­о­на, Б. Пи­ст­руч­чи в Анг­лии; Х. Кри­стен­се­на в Да­нии.

В 19 в. при­ме­не­ние па­ро­во­го прес­са по­зво­ли­ло ме­ха­ни­зи­ро­вать про­цесс че­кан­ки и на­ла­дить мас­со­вое про­из-во ме­да­лей из де­шё­вых ме­тал­лич. спла­вов, а изо­бре­те­ние штем­пе­ле­рез­ной ма­ши­ны да­ло скульп­то­рам воз­мож­ность об­хо­дить­ся без гра­вё­ра и из­го­тов­лять штем­пе­ли не­по­сред­ст­вен­но со сво­их мо­де­лей. В кон. 19 в. скульп­то­ры ста­ли соз­да­вать ме­да­ли как де­ко­ра­тив­ные объ­ек­ты, ли­шён­ные ме­мо­ри­аль­но­го зна­че­ния. В то же вре­мя в 19 в. воз­ро­ж­да­ет­ся тех­ни­ка ли­тья ме­да­лей. На ру­бе­же 19–20 вв. мн. ме­даль­е­ры (Ф. Пон­карм, Ж. Ша­п­лен и О. Ро­ти во Фран­ции; А. Шарф в Ав­ст­ро-Венг­рии) ищут но­вые вы­ра­зит. сред­ст­ва, под влия­ни­ем им­прес­сио­низ­ма ис­поль­зу­ют приё­мы све­то­те­ни и мяг­кой леп­ки. В 20 в. уси­ли­ва­ют­ся пла­стич. экс­пе­ри­мен­ты: мас­те­ра М. и. дос­ти­га­ют фак­тур­ных и жи­во­пис­ных эф­фек­тов, при­ме­няя в ме­да­лях контр­рель­еф, уг­луб­лён­ный кон­тур, чер­не­ние и эма­ли, при­бе­га­ют к ди­на­мич. асим­мет­рии ком­по­зи­ции и т. п.

В 1910-е гг. М. и. осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет в Гер­ма­нии. Ху­дож­ни­ки соз­да­ют про­из­ве­де­ния, близ­кие сти­ли­сти­ке экс­прес­сио­низ­ма, воз­ро­ж­дая тра­диц. ев­роп. об­ра­зы «Пля­сок смер­ти» и «Ужа­сов вой­ны», на­пол­няя их ан­ти­во­ен­ным смыс­лом (Й. Гангль, К. К. Гёц, Л. Гис и др.). В пе­ри­од ме­ж­ду вой­на­ми гла­вен­ст­вую­щим сти­лем М. и. вы­сту­пал ар де­ко (П. Ту­рен во Фран­ции; Ж. Дю­пон в Бель­гии; Р. Джон­сон, П. Мет­каф в Анг­лии). Для 2-й пол. 20 в. ха­рак­тер­ны, с од­ной сто­ро­ны, мас­со­вое про­из-во не­ху­до­жеств. ме­да­лей, а с дру­гой – рас­ши­ре­ние гра­ниц дан­но­го ви­да иск-ва, ко­то­рое в на­стоя­щее вре­мя прак­ти­ку­ет­ся по все­му ми­ру. Совр. ме­даль­е­ры ис­поль­зу­ют в сво­их про­изведениях стек­ло, эма­ли и др. ма­те­риа­лы.

В Рос­сии пер­вые ме­да­ли ис­пол­не­ны на ру­бе­же 17–18 вв. и по­свя­ща­лись во­ен. по­бе­дам. Сво­его рас­цве­та рос. М. и. до­сти­га­ет в пе­ри­од клас­си­циз­ма 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. Ме­даль­е­ры С. Ю. Юдин, Т. И. Ива­нов, К. А. Ле­бе­рехт, А. А. Кле­пи­ков, А. П. Ля­лин, П. П. Ут­кин по­свя­ща­ют свои ра­бо­ты важ­ней­шим ис­то­рич. со­бы­ти­ям в жиз­ни Рос­сии, ве­ли­ким пол­ко­вод­цам, дея­те­лям нау­ки и куль­ту­ры. Стро­гой про­сто­той ком­по­зи­ции и пла­стич. мо­де­ли­ров­ки, со­вер­шен­ст­вом тех­нич. вы­пол­не­ния вы­де­ля­ют­ся ме­да­ли Ф. П. Тол­сто­го. В кон. 19 – нач. 20 вв. рос. М. и. пе­ре­жи­ва­ло упа­док. Сов. ме­даль­е­ры 1920–30-х гг. (А. Ф. Ва­сю­тин­ский, Н. А. Со­ко­лов, Д. К. Сте­па­нов, С. А. Мар­ты­нов, И. И. Цы­ган­ков) стре­ми­лись най­ти но­вый ху­дож. язык М. и. и от­ра­зить дух эпо­хи. Их ра­бо­там при­су­щи про­сто­та ком­по­зи­ции, пла­кат­ность пла­стич. язы­ка, стрем­ле­ние к до­ку­мен­таль­но­сти изо­бра­же­ний. С 1950-х гг. вы­пуск ме­мо­ри­аль­ных ме­да­лей при­об­рёл ре­гу­ляр­ный ха­рак­тер.

К М. и. так­же ино­гда от­но­сят иск-во из­го­тов­ле­ния мо­нет (см. Мо­не­та и Ну­миз­ма­ти­ка).

Лит.: Catalogue of the International exhibition of contemporary medals. N. Y., 1911; Ha­bich G. Die Medaillen der italienischen Renaissance. Stuttg.; B., 1924; Babelon J. La médaille et les médailleurs. P., 1927; idem. Great coins and me­dals. L., 1959; Щу­ки­на Е. С. Ме­даль­ер­ное ис­кус­ст­во в Рос­сии XVIII в. Л., 1962; она же. Ме­даль­ер­ное ис­кус­ст­во За­пад­ной Ев­ро­пы XV–XVII вв. Л., 1978; [Ша­тэн А. В.]. Со­вет­ская ме­мо­ри­аль­ная ме­даль 1917–1967. М., 1970; Ко­са­ре­ва А. В. Ис­кус­ст­во ме­да­ли. М., 1977; Taylor J. The architectural medal: England in the nineteenth century. L., 1978; Jones M. The art of the medal. L., 1979; Brown L. A catalogue British historical medals, 1760–1960. L., 1980–1995. Vol. 1–3; La me­dag­lia neoclassica in Italia e in Europa… Udine, 1981; Hill G. F. A corpus of Italian medals of the Renaissance before Cellini. 2nd ed. Flo­rence, 1984. Vol. 1–2; Steguweit W., Weber I. S. Aufbruch-Durchbruch: Zeitzeichen in der deutschen Medaillenkunst. (Kat.). Münch., 1990; idem. Die Kunstmedaille der Gegenwart in Deutschland. (Kat.). B., 1992; Attwood P. Artistic circles: the medal in Britain, 1880–1918. (Cat.). L., 1992; The currency of fame: portrait medals of the Renaissance. (Cat.). N. Y., 1994; Perspectives on the Renaissance medal / Ed. S. K. Scher. N. Y.; L., 2000.

Вернуться к началу