Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРМИО́Н

Авторы: Е. М. Елисеева
С. Мармион. «Оплакивание». Нач. 1470-х гг. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

МАРМИО́Н (Marmion) Си­мон (ок. 1425, Амь­ен – 24 или 25.12.1489, Ва­лан­сь­ен), франц. жи­во­пи­сец и ми­ниа­тю­рист. Све­де­ний о его жиз­ни поч­ти не со­хра­ни­лось. С 1468 чл. гиль­дии жи­во­пис­цев в Тур­не, в 1449–54 жил в Амь­е­не, с 1458 ра­бо­тал в Ва­лан­сь­е­не, где стал ве­ду­щим ху­дож­ни­ком. Са­мое зна­чит. про­из­ве­де­ние М. – ми­ниа­тю­ры «Боль­ших фран­цуз­ских хро­ник» (1457, РНБ), стиль ко­то­рых свя­зан с тра­ди­ция­ми ни­дерл. жи­во­пи­си 15 в. Осо­бен­но­сти по­строе­ния ком­по­зи­ций, жиз­нен­ная кон­крет­ность порт­рет­ных ха­рак­те­ри­стик, тон­ко раз­ра­бо­тан­ные пей­заж­ные фо­ны вы­да­ют близ­кое зна­ком­ст­во с иск-вом Я. ван Эй­ка. С име­нем М. свя­зы­ва­ют так­же бо­ко­вые створ­ки «Ал­та­ря Св. Бер­те­на» (1459, Гос. му­зеи, Бер­лин; Нац. га­ле­рея, Лон­дон; центр. часть уте­ря­на) с эпи­зо­да­ми из жиз­ни свя­то­го. Ка­ж­дая сце­на пред­став­ле­на в от­дель­ном ар­хит. ком­пар­ти­мен­те, но от­кры­тый пей­заж­ный фон объ­е­ди­ня­ет изо­бра­же­ния в еди­ную ком­по­зи­цию. Тща­тель­ность про­ра­бо­тан­ных де­та­лей, тон­кость и под­виж­ность маз­ка вы­да­ют мас­тер­ст­во ми­ниа­тю­ри­ста, но, не­смот­ря на не­боль­шой раз­мер, сце­ны про­из­во­дят мо­ну­мен­таль­ное впе­чат­ле­ние. На ос­но­ва­нии сти­ли­стич. сход­ст­ва с дан­ны­ми ра­бо­та­ми М. при­пи­сы­ва­ет­ся це­лый ряд ко­дек­сов и про­из­ве­де­ний на дос­ках. В сво­ём твор­че­ст­ве он объ­еди­нил тра­ди­ции фран­ко-фла­манд­ской ми­ниа­тю­ры и ни­дерл. жи­во­пи­си 15 в.

Лит.: Чер­но­ва Г. А. Ми­ниа­тю­ры «Боль­ших фран­цуз­ских хро­ник». М., 1960; Hofrnann E. W. S. Marmion reconsidered // Scripto­rium. 1963. Vol. 23; Margaret of York, S. Marmion and the «Visions of Tondal» / Ed. T. Kren. Ma­libu, 1992; Avril F., Reynaud N. Les Manus­crits 8а peintures en France, 1440–1520. P., 1993.

Вернуться к началу