Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИСИ́ПП

Авторы: Л. И. Таруашвили

ЛИСИ́ПП (Λύσιππος) (ок. 390 до н. э., Си­ки­он – ок. 305 до н. э.), др.-греч. скульп­тор. Его про­из­ве­де­ния из­вест­ны по мра­мор­ным ко­пи­ям с брон­зо­вых ори­ги­на­лов и со­об­ще­ни­ям ан­тич­ных ав­то­ров (Пли­ний Стар­ший, Ци­це­рон и др.). Со­глас­но ис­точ­ни­кам, был уче­ни­ком ли­тей­щика и ов­ла­дел мас­тер­ст­вом скульп­то­ра са­мо­стоя­тель­но, стре­мясь к внеш­не­му прав­до­по­до­бию про­из­ве­де­ний и ори­ен­ти­ру­ясь на «До­ри­фо­ра» По­ли­кле­та как на об­ра­зец стро­го­го клас­сич. сти­ля. Соз­да­вал порт­рет­ные бюс­ты, ста­туи бо­жеств, ге­ро­ев, ат­ле­тов, жи­вот­ных. Са­мой ран­ней ра­бо­той Л. счи­та­ет­ся ста­туя ко­лес­ни­че­го Трои­ла в Олим­пии. C кон. 340-х гг. до н. э. ра­бо­тал для Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, позд­нее стал его при­двор­ным скульп­то­ром.

Фото В. М. Паппе Лисипп. «Апоксиомен». Римская копия. Мрамор. Ватиканские музеи.

Центр. ра­бо­та Л. – «Апок­сио­мен», ста­туя ат­ле­та, очи­щаю­ще­го се­бя скреб­ком по­сле за­ня­тий в па­ле­ст­ре (ко­пия в Ва­ти­кан­ских му­зе­ях, Рим), – де­мон­ст­ри­ру­ет уд­ли­нён­ные и лёг­кие про­пор­ции, ди­на­мич­ную и вме­сте с тем ус­той­чи­вую по­зу. К этой ли­нии так­же от­но­сят­ся скульп­ту­ры Л. «Эрот, на­тя­ги­ваю­щий лук» (луч­шая ко­пия – в Бри­тан­ском му­зее, Лон­дон) и «От­ды­хаю­щий Гер­мес» (брон­зо­вая ко­пия – в Нац. ар­хео­ло­гич. му­зее, Не­аполь). Ста­туя ат­ле­та Агия (ко­пия – в Нац. ар­хео­ло­гич. му­зее, Дель­фы), на­про­тив, от­ли­ча­ет­ся бо­лее тя­жё­лы­ми про­пор­ция­ми, при­бли­жен­ны­ми к клас­сич. ка­но­ну; ре­ше­ние го­ло­вы мо­де­ли от­ра­жа­ет влия­ние Ско­па­са. Л. соз­дал неск. ста­туй Ге­рак­ла; в са­мой из­вест­ной – «От­ды­хаю­щий Ге­ракл» (сво­бод­ная ко­пия, т. н. Гер­ку­лес Фар­не­зе, – в Нац. ар­хео­ло­гич. му­зее, Не­аполь) – под­чёрк­ну­та кос­ная мас­са фи­гу­ры. Л. за­ни­мал­ся про­бле­ма­ми рав­но­ве­сия: Кай­рос, бог сча­ст­ли­во­го слу­чая, был изо­бра­жён им в ви­де юно­ши, опе­рев­ше­го­ся на бе­гу паль­ца­ми од­ной но­ги на шар. Л. вы­пол­нил се­рию порт­ре­тов Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, на­чи­ная с его юно­сти; так­же из­вест­ны его изо­бра­же­ния Со­кра­та, Эзо­па, дру­га Алек­сан­д­ра Ге­фе­стио­на и др. Вме­сте с Ле­о­ха­ром Л. ра­бо­тал над скульп­тур­ной груп­пой «Охо­та на львов Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го и вое­на­чаль­ни­ка Кра­те­ра», за­ка­зан­ной Кра­те­ром для свя­ти­ли­ща в Дель­фах, где, по­ми­мо про­че­го, ис­пол­нил фи­гу­ры льва и со­бак.

Лит.: Johnson F. P. Lysippos. N. Y., 1968; Testimoniaze per la teoria artistica di Lisippo / A cura P. Moreno. Treviso, 1973; Moreno P. Lisippo. Bari, 1974; idem. Vita e arte di Li­sip­po. Mil., 1987; Lysippe et son influence. Gen., 1987; Lisippo. L’arte e la fortuna / A cura P. Moreno. Mil., 1995.

Вернуться к началу