Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЬВОВ

Авторы: З. В. Золотницкая (архитектура), В. Л. Коровин (литература)
Н. А. Львов. Портрет работы Д. Г. Левицкого. Кон. 1770-х гг. Литературный музей (Москва).

ЛЬВОВ Ни­ко­лай Алек­сан­д­ро­вич [5(16).5.1753, име­ние Ни­коль­ское-Че­рен­чи­цы Но­во­торж­ско­го у. Твер­ской губ. – 22.12.1803(3.1.1804), Мо­ск­ва; по­хо­ро­нен в Ни­коль­ском-Че­рен­чи­цах], рос. ар­хи­тек­тор, ли­те­ра­тор, ин­же­нер, ес­тест­во­ис­пы­та­тель, тайн. сов., чл. Рос. ака­де­мии (1783). Дво­ря­нин. По­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние; за­тем про­хо­дил во­ен. служ­бу в Пре­об­ра­жен­ском пол­ку в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1773 пе­ре­шёл на гражд. служ­бу – в Кол­ле­гию иностр. дел, в 1782 – в Поч­то­вый деп-т. В 1773–77 со­вер­шил неск. по­ез­док по Зап. Ев­ро­пе, зна­ко­мясь с па­мят­ни­ка­ми иск-ва и ар­хи­тек­ту­ры; в 1781 по­се­тил Ита­лию.

Л. не по­лу­чил спе­ци­аль­но­го ар­хит. об­ра­зо­ва­ния, но его ар­хит. на­сле­дие зна­чи­тель­но и раз­но­об­раз­но: он про­ек­ти­ровал и стро­ил в С.-Пе­тер­бур­ге и его при­го­ро­дах, Мо­ск­ве, Мо­ги­лё­ве, Вал­дае, Торж­ке, в под­мос­ков­ных, твер­ских, ма­ло­рос­сий­ских усадь­бах. Один из ве­ду­щих ма­сте­ров зре­ло­го рус. клас­си­циз­ма, Л. про­явил сме­лость и свое­об­ра­зие творч. по­чер­ка в ин­тер­пре­та­ции клас­сич. форм. Так, в пер­вой са­мо­стоя­тель­ной по­строй­ке – со­бо­ре Св. Ио­си­фа в Мо­ги­лё­ве (1780–98; не сохр.) он од­ним из пер­вых в хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ре рус. клас­си­циз­ма при­ме­нил чис­тый до­ри­че­ский ор­дер и сис­те­му двой­но­го ку­по­ла. В даль­ней­шем про­ек­ти­ро­вал мно­го куль­то­вых со­ору­же­ний с раз­но­об­раз­ной ком­по­зи­ци­ей объ­ё­мов; са­мое круп­ное сре­ди них – со­бор Бо­ри­сог­леб­ско­го мон. в Тор­ж­ке (1785–96). Наи­бо­лее мо­ну­мен­таль­ным и тра­ди­ци­он­ным по ре­ше­нию был не­осу­щест­влён­ный про­ект Ка­зан­ско­го со­бо­ра в С.-Пе­тер­бур­ге (1787–91). Уса­деб­ные хра­мы Л. ме­нее мас­штаб­ны и стро­ги: Тро­иц­кая цер­ковь-ро­тон­да и пи­ра­ми­даль­ная ко­ло­коль­ня («Ку­лич и Пас­ха»; 1785–87) в с. Алек­сан­д­ров­ское под С.-Пе­тер­бур­гом (ны­не в чер­те го­ро­да), Ека­те­ри­нин­ская ц. (1786–89) в усадь­бе Му­ри­но под С.-Пе­тер­бур­гом – изящ­ная клас­си­ци­стич. ва­риа­ция ярус­но­го хра­ма «иже под ко­ло­ко­лы». Те­ма ку­поль­ной ро­тон­ды не­од­но­крат­но варь­и­ро­ва­лась Л. в хра­мо­вом зод­че­ст­ве; наи­бо­лее со­вер­шен­ны­ми при­ме­ра­ми яв­ля­ют­ся ц. Св. Ека­те­ри­ны в Вал­дае (1786–1793) и Вос­кре­сен­ская ц. в усадь­бе Ни­коль­ское-Че­рен­чи­цы (1789–1806), став­шая усы­паль­ни­цей Л. и его ро­да.

Фото П. С. Павлинова Н. А. Львов. Надвратная церковь-колокольня Борисоглебского монастыря в Торжке. Построена в 1804–11.
Н. А. Львов. Вид главного дома усадьбы Знаменское-Раёк близ Торжка. 1787–90-е гг. Фото 2004. Фото П. С. Павлинова

Л. был од­ним из наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ных рос. при­вер­жен­цев пал­ла­ди­ан­ст­ва (перевёл и издал в 1798 1-ю кни­гу трак­та­та А. Пал­ла­дио об ар­хи­тек­ту­ре с собств. ком­мен­та­рия­ми). Ин­тер­пре­та­ция Л. «пал­ла­ди­ан­ских» мо­ти­вов яр­че все­го про­яви­лась в ар­хи­тек­ту­ре уса­деб­ных ан­самб­лей и жи­лых особ­ня­ков (в б. ч. со­хра­ни­лись толь­ко в чер­те­жах). Их об­щи­ми чер­та­ми бы­ли ком­пакт­ный цен­трич­ный объ­ём, увен­чан­ный ку­по­лом, по­лу­круг­лые («тер­маль­ные») ок­на, при­выч­ные ор­дер­ные де­та­ли. Л. уме­ло со­че­тал ху­до­же­ст­вен­ное и прак­ти­че­ское, учи­ты­вая осо­бен­но­сти рус. кли­ма­та и ук­ла­да жиз­ни. Уни­вер­саль­ность Л.-ар­хи­тек­то­ра наи­бо­лее пол­но рас­кры­лась при соз­да­нии уса­деб: Зна­мен­ское-Ра­ёк (1787–1790-е гг.) и Ни­коль­ское-Че­рен­чи­цы (1780–90-е гг.) близ Торж­ка, Во­ро­но­во и Вве­ден­ское под Мо­ск­вой (1790-е гг.). Л. так­же за­ни­мал­ся в них уст­рой­ст­вом пей­заж­ных пар­ков; как ин­же­нер соз­да­вал сис­те­мы прак­тич­ных пе­чей, су­ши­лок, хит­ро­ум­ных по­гре­бов и гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ний.

В про­ек­тах об­ществ. со­ору­же­ний для С.-Пе­тер­бур­га Л. так­же пред­ста­ёт как стро­гий клас­си­цист. Зда­ние Поч­там­та (1782–89) за­ни­ма­ет це­лый гор. квар­тал, его про­тя­жён­ные фа­са­ды не­сут ла­ко­нич­ный клас­сич. де­кор. Ра­цио­наль­ная внутр. пла­ни­ров­ка от­ве­ча­ла по­треб­но­стям уч­ре­ж­де­ния, вы­пол­няв­ше­го мно­го­числ. функ­ции цен­тра свя­зи го­су­дар­ст­ва. В 1780–1787 Л. соз­дал тор­жеств. гра­нит­ный пор­тик Нев­ских во­рот Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти. Не­осу­ще­ст­в­лён­ным ос­тал­ся са­мый круп­ный гос. про­ект – зда­ние Ка­би­не­та Е. И. В., для ко­то­ро­го от­во­ди­лось ме­сто в цен­тре го­ро­да (в на­ча­ле Нев­ско­го просп.). Для Мо­ск­вы в 1797 Л. про­ек­ти­ро­вал пе­ре­строй­ку ста­ро­го Крем­лёв­ско­го двор­ца, осу­ще­ст­в­лён­ную час­тич­но.

В 1797 имп. Па­вел I на­зна­чил Л. «ди­рек­тором уголь­ных при­ис­ков и раз­ра­бот­ки оных в им­пе­рии». Л. за­нял­ся по­ис­ка­ми ме­сто­ро­ж­де­ний уг­ля, на­уч. экс­пе­ри­мен­та­ми по до­бы­че из не­го се­ры, про­из-ву «ка­мен­но­го» кар­то­на. В эти же го­ды он пред­при­нял по­пыт­ку вне­дре­ния в Рос­сии но­вой тех­но­ло­гии зем­ле­бит­но­го строи­тель­ст­ва; в этой тех­но­ло­гии в Гат­чи­не вы­стро­ен по его про­ек­ту При­орат­ский дво­рец (1797–99).

Л. так­же ра­бо­тал как ху­дож­ник-гра­фик; сре­ди его про­из­ве­де­ний – ил­лю­ст­ра­ции к «Ме­та­мор­фо­зам» Ови­дия (199 ри­сун­ков ту­шью, ГРМ) и про­из­ве­де­ни­ям Г. Р. Дер­жа­ви­на (тушь, до 1775; ИРЛИ РАН, С.-Пе­тер­бург), «Вид Вы­борг­ско­го зам­ка» (гра­вю­ра ла­ви­сом, 1783).

Пер­вые ли­те­ра­тур­ные опы­ты Л. от­но­сят­ся к нач. 1770-х гг. В кон. 1770-х гг. Л. ока­зал­ся в цен­тре круж­ка сти­хо­твор­цев, ис­кав­ших но­вые пу­ти в по­эзии (Г. Р. Дер­жа­вин, В. В. Кап­нист, И. И. Хем­ни­цер). При­вер­жен­ность клас­сич. тра­ди­ци­ям со­че­та­лась здесь с ин­те­ре­сом к но­вей­шим вея­ни­ям пред­ро­ман­тиз­ма и к рус. фольк­ло­ру.

Для по­эзии Л. ха­рак­тер­ны ка­мер­ность и до­ве­ри­тель­ность, со­еди­не­ние в од­ном ря­ду вы­со­кой, низ­кой и диа­лект­ной лек­си­ки. Пер­вая зна­чит. пуб­ли­ка­ция Л. – «Идил­лия. Ве­чер 1780 го­да но­яб­ря 8» в ду­хе «лёг­кой по­эзии» (1783). Мно­гие сти­хо­тво­ре­ния Л., в т. ч. экс­пе­рим. «рус­ские» оды («Но­вый XIX век в Рос­сии», «На­род­ное вос­клик­но­ве­ние на всту­п­ле­ние но­во­го ве­ка», созд. в 1800-е гг.) и пес­ни, при жиз­ни ав­то­ра не пуб­ли­ко­ва­лись. Но­ва­тор­ски­ми в жан­ро­вом от­но­ше­нии яв­ля­ют­ся и по­эмы Л., от­ли­чающие­ся тес­ным пе­ре­пле­те­ни­ем на­род­но-по­этич. и сен­ти­мен­таль­ных мо­ти­вов и об­ра­зов, раз­но­об­ра­зи­ем сти­хотв. форм: «Зи­ма» (1791), «До­б­ры­ня, бо­га­тыр­ская песнь» (1796, изд. в 1804), «Бо­та­ни­че­ское пу­те­ше­ст­вие на Ду­до­ро­ву го­ру 1792, мая 8» (изд. в 1805). Ув­ле­че­ние рус. фольк­ло­ром от­ра­зи­лось и в либ­рет­то ко­ми­че­ской опе­ры «Ям­щи­ки на под­ста­ве» с ха­рак­тер­ным под­за­го­лов­ком «иг­ри­ще не­вз­на­чай» (ком­по­зи­тор Е. И. Фо­мин; изд. в 1787). Тек­сты трёх др. ко­мич. опер Л. («Сильф, или Меч­та мо­ло­дой жен­щи­ны», 1778, «Ми­лет и Ми­ле­та», «Па­ри­сов суд», обе – 1796) бы­ли из­да­ны лишь в 1994. В 1790 Л. совм. с ком­по­зи­то­ром И. Пра­чем из­дал в собств. ху­дож. оформ­ле­нии в 2 т. «Со­б­ра­ние на­род­ных пе­сен с их го­ло­са­ми…» (гар­мо­ни­за­ция Пра­ча; Л. – ав­тор вступ. ст. «О рус­ском на­род­ном пе­нии»), в ко­то­ром впер­вые в рус. фольк­ло­ри­сти­ке нар. пес­ни сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны по жан­рам.

Важ­ней­шим из пе­ре­водч. тру­дов Л. ста­ло из­да­ние сб. «Сти­хо­тво­ре­ния Анак­ре­он­та Тий­ско­го» (1794) с греч. тек­стом (под­го­тов­лен ие­ро­мо­на­хом Ев­ге­ни­ем Бул­га­ри­сом) и па­рал­лель­ны­ми сти­хотв. пе­ре­во­да­ми, ком­мен­та­рия­ми и пре­ди­сло­ви­ем Л., дав­шее им­пульс раз­ви­тию рус. анак­ре­он­ти­че­ской по­эзии.

Поч. воль­ный общ­ник пе­терб. АХ (1786), чл. Воль­но­го эко­но­мич. об-ва (1798).

Соч.: Рус­ская пи­ро­ста­ти­ка, или Упот­реб­ле­ние ис­пы­тан­ных уже воз­душ­ных пе­чей и ка­ми­нов. СПб., 1795–1799. Ч. 1–2; Избр. соч. / Вступ. ст., сост., под­гот. тек­ста и ком­мент. К. Ю. Лап­по-Да­ни­лев­ско­го. Кёльн и др., 1994; Italienisches Tagebuch. Италь­ян­ский днев­ник. Köln u. a., 1998.

Лит.: Бу­ды­ли­на МВ., Брай­це­ва ОИ., Хар­ла­мо­ва А. М. Ар­хи­тек­тор Н. А. Львов. М., 1961; Ни­ку­ли­на Н. И. Н. Львов. Л., 1971; Иль­ин М. А. О пал­ла­ди­ан­ст­ве в твор­че­ст­ве Д. Ква­рен­ги и Н. Льво­ва // Рус­ское ис­кус­ст­во XVIII в. М., 1973; Глу­мов А. Н. Н. А. Львов. М., 1980; Russia and the world of the eighte­enth century. Columbus, 1988; Ге­ний вку­са: Н. А. Львов: ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. Тверь, 2001–2005. Вып. 1–4; Н. А. Львов и его со­вре­мен­ни­ки: ли­те­ра­то­ры, лю­ди ис­кус­ст­ва. СПб., 2002; Н. Львов: про­шлое и со­вре­мен­ность. СПб., 2005; Ни­ки­ти­на А. Б. Ар­хи­тек­тур­ное на­сле­дие Н. А. Льво­ва. СПб., 2006; Н. А. Львов: жизнь и твор­че­ст­во. Выш­ний Во­ло­чек, 2008. Ч. 1–3; Пу­тя­тин И. Е. Ква­рен­ги и Львов: ро­ж­де­ние об­раза хра­ма рус­ско­го ам­пи­ра. М., 2008.

Вернуться к началу