Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИТЬЁ ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ

ЛИТЬЁ ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ, про­цесс из­го­тов­ле­ния про­из­ве­де­ний иск-ва по­сред­ст­вом ли­тья ме­тал­лов и спла­вов. Ме­то­да­ми Л. х. соз­да­ют­ся скульп­тур­ные про­из­ве­де­ния, ар­хит. фраг­мен­ты и де­та­ли (ог­ра­ды, во­ро­та, две­ри, ка­пи­те­ли и це­лые ко­лон­ны), де­ко­ра­тив­но-при­клад­ные из­де­лия (со­су­ды, све­тиль­ни­ки, на­столь­ные при­бо­ры, про­из­ве­де­ния юве­лир­но­го иск-ва и т. д.).

Су­ще­ст­ву­ет неск. ме­то­дов Л. х., из ко­то­рых наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный ос­но­ван на тех­ни­ке вос­ко­вой мо­де­ли, или «по­те­рян­но­го (ут­ра­чен­но­го) вос­ка» (франц. «à cire perdue»). Го­то­вая от­лив­ка до­ра­ба­ты­ва­ет­ся разл. ме­то­да­ми, сре­ди ко­то­рых – че­кан­ка, гра­ви­ро­ва­ние, зо­ло­че­ние, па­ти­ни­ров­ка и др. Под­роб­но этот ме­тод опи­сан в «Трак­та­те о скульп­ту­ре» Б. Чел­ли­ни (1568); он обес­пе­чи­ва­ет точ­ность от­лив­ки и вы­ра­зит. по­верх­ность из­де­лия, вос­про­из­ве­де­ние с аб­со­лют­ной точ­но­стью всех ню­ан­сов мо­де­ли. К не­дос­тат­кам ме­то­да от­но­сит­ся ут­ра­та вос­ко­вой мо­де­ли при от­лив­ке. В ан­тич­но­сти и в Но­вое вре­мя (с 16 в.) ме­то­ды Л. х. ис­поль­зу­ют­ся для ко­пи­ро­ва­ния про­из­ве­де­ний скульп­ту­ры, вы­пол­нен­ных в др. ма­те­риа­лах.

Литьё художественное. «Единорог». Неизвестный мастер из Аугсбурга. Бронза. 1570–80 (?). Эрмитаж (С.-Петербург).

Л. х. за­ро­ди­лось в эпо­ху ос­вое­ния спо­со­бов до­бы­чи и об­ра­бот­ки ме­тал­ла. Ше­дев­ра­ми Л. х. яв­ля­ют­ся брон­зо­вые ста­туи греч. ар­хаи­ки. В иск-ве ко­чев­ни­ков Ев­ра­зии, Ев­ро­пы брон­зо­во­го и ран­не­го же­лез­но­го ве­ка, Древ­ней Гре­ции и Древ­не­го Ри­ма обыч­но ис­поль­зо­вал­ся ме­тод вос­ко­вой мо­де­ли. Иск-во брон­зо­во­го Л. х. пе­ре­жи­ло но­вый вы­со­кий подъ­ём в стра­нах Зап. Ев­ро­пы в сред­ние ве­ка и в эпо­ху Воз­рож­де­ния, осо­бен­но в Гер­ма­нии (две­ри двор­цо­вой имп. ка­пел­лы в Ахе­не, 804; мас­тер­ская ли­тей­щи­ков в Хиль­дес­хай­ме, 11–12 вв.) и Ита­лии («Рай­ские две­ри» бап­ти­сте­рия во Фло­рен­ции ра­бо­ты Л. Ги­бер­ти, 1425–52; про­из­ве­де­ния До­на­тел­ло). Л. х. из чу­гу­на при­ме­ня­лось с 6 в. до н. э. в Ки­тае; в Ев­ро­пе оно по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние с 15 в. н. э. (сна­ча­ла в Гер­ма­нии, за­тем и в др. стра­нах) – из чу­гу­на соз­да­ва­лись скульп­ту­ра, над­гро­бия, ог­ра­ды, са­до­вая ме­бель. С 4–5 вв. не­боль­шие из­де­лия из­го­тов­ля­лись из оло­ва (аму­ле­ты из копт­ских гроб­ниц и т. д.); в 16–18 вв. бы­ли по­пуляр­ны оло­вян­ные со­су­ды, пла­кет­ки, ме­да­ли. В 17–18 вв. от­ли­ва­лась пар­ко­вая скульп­ту­ра из свин­ца (Вер­саль, Пет­род­во­рец).

Фото А. И. Нагаева Литьё художественное. «Солоха и чёрт». Скульптор А. Соловьёва, формовщик А. Дунаев. Чугун. 1886. Чугуноплавильный завод (Касли).

В Рос­сии с 11–12 вв. раз­ви­ва­лось брон­зо­вое, се­реб­ря­ное и зо­ло­тое (с 16 в. так­же чу­гун­ное) Л. х. Осо­бен­но зна­мени­ты круп­ные от­лив­ки из брон­зы: «Царь-пуш­ка» (1586, мас­тер А. Чо­хов), «Царь-ко­ло­кол» (1735, мас­те­ра И. Ф. и М. И. Ма­то­ри­ны), па­мят­ни­ки [имп. Пет­ру I скульп­то­ров К. Б. Рас­трел­ли (1745–47) и Э. М. Фаль­ко­не («Мед­ный всад­ник», от­лив­ка 1774–78) в С.-Пе­тер­бур­ге; про­из­ве­де­ния М. И. Коз­лов­ско­го, И. П. Мар­то­са, П. К. Клод­та и мн. др.]. В 18 – нач. 19 вв. из брон­зы из­го­тов­ля­лись ли­тые зо­ло­чё­ные или па­ти­ни­ро­ван­ные де­та­ли ар­хи­тек­ту­ры и ме­бе­ли, из чу­гу­на – ог­ра­ды, над­гро­бия, скульп­ту­ра. С сер. 19 в. сла­вит­ся кас­лин­ское чу­гун­ное ли­тьё.

Лит.: Пет­ри­чен­ко А. М. Ис­кус­ст­во ли­тья. М., 1975; Вип­пер БР. Скульп­ту­ра // Вип­пер Б. Р. Вве­де­ние в ис­то­ри­че­ское изу­че­ние ис­кус­ст­ва. М., 1985; Зо­тов Б. Н. Ху­до­же­ст­вен­ное ли­тье. 4-е изд. М., 1988; Фле­ров А. В. Ма­те­риа­ло­ве­де­ние и тех­но­ло­гия ху­до­же­ст­вен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­лов. М., 2001.

Вернуться к началу